«Росатом» продолжает развивать ветроэнергетику в Ставропольском крае.

АО «ВетроОГК», входящее в контур управления АО «НоваВинд» дивизиона Госкорпорации «Росатом» по ветроэнергетике, получило разрешение на строительство «Бондаревской ВЭС» общей мощностью 120 МВт на территории Ипатовского городского округа Ставропольского края.

Получению разрешения предшествовало положительное заключение экспертизы проектной документации, выданное автономным учреждением Ставропольского края «Государственная экспертиза в сфере строительства» на строительство ВЭС, состоящей из 48 ветроэнергетических установок мощностью 2,5 МВт каждая.

Успешное прохождение экспертизы подтверждает, что проектная документация на объекты строительства соответствует результатам инженерных изысканий и требованиям всех технических регламентов, в том числе экологическим, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям пожарной безопасности, нормативно-технической документации и Градостроительного кодекса Российской Федерации.

На сегодняшний день Ставропольский край является ключевым регионом для реализации проектов АО «НоваВинд», в регионе ведётся строительство ветропарков общей мощностью порядка 400 МВт.

https://www.eprussia.ru/news/base/2020/9046377.htm

На Шетландских островах построят ветропарк Viking мощностью 443 МВт.

Компания SSE Renewables, лидер в области возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в Великобритании и Ирландии, намерена построить ветропарк Viking мощностью 443 МВт на Шетландских островах в Северной Атлантике, сообщается на сайте Российской Ассоциации Ветроиндустрии (РАВИ). С этой целью на поставку оборудования заключён контракт с компанией Vestas. Поставки и ввод в эксплуатацию ветропарка запланированы на первый квартал 2023 г.

В свою очередь за счёт реализации этого проекта Vestas усилит собственное присутствие на британском рынке оншорной ветроэнергетики, где уже введено в эксплуатацию свыше 2000 ветроэнергетических установок (ВЭУ) общей мощностью более 4 ГВт. Ветропарк Viking станет крупнейшим отдельно взятым заказом для Vestas в Европе.

Возобновляемая энергетика в Великобритании бьёт все рекорды: почти 40 % генерации в стране обеспечивается с помощью ВИЭ. Проект Viking – очередной шаг, который демонстрирует, что ветроэнергетика является одним из самых экономичных способов генерации в стране на сегодня, и лишний раз подчеркивает её способность сыграть ключевую роль в снижении до 2050 г. выбросов парниковых газов до нуля.

Vestas поставит для нужд SSE Renewables 103 ВЭУ модели «V117-4.2 MW» номинальной мощностью 4,3 МВт. Использование этой установки, известной своей способностью выдерживать экстремальные ветровые условия, является исключительно подходящим для этого региона с высокой среднегодовой скоростью ветра. Применение модели «V117-4.2 MW» позволит максимально увеличить выработку электроэнергии на объекте и при этом снизить её нормированную стоимость  (LCOE). В рамках долгосрочного договора на обслуживание проекта Viking компания Vestas создаст на островах центр обслуживания, предоставляющий также возможность трудоустройства по программе стажировки.

«Мы рады продолжению сотрудничества с SSE Renewables, которое насчитывает уже 20 лет. Проект Viking продемонстрирует коммерческий потенциал нашего заказчика и обеспечит устойчивые возможности для экономического роста и «зелёного» оздоровления экономики не только на Шетландских островах, в Великобритании, но и за её пределами», – комментирует Нильс де Баар, президент Vestas Northern & Central Europe.

Превосходные ветровые условия на островах будут использоваться для производства почти 2 ТВт∙ч энергии в год – этого достаточно, чтобы запитать почти 500 тыс. домов и сократить выбросы углекислого газа на полмиллиона тонн в год. По завершении строительства энергопроект станет крупнейшей и самой производительной оншорной ветроэлектростанцией в Великобритании с точки зрения годового объёма генерации.

Соглашение между компаниями включает в себя поставку, монтаж и ввод в эксплуатацию ВЭУ, а также договор на сервисное обслуживание сроком на 30 лет (Active Output Management 5000). Проект будет оснащен автоматизированной системой управления производством «VestasOnline® Business», которая обеспечивает снижение простоя ВЭУ и оптимизацию выработки электроэнергии и мощности.

https://www.eprussia.ru/news/base/2020/8889693.htm

Подсчитано, сколько всего электромобилей в России.

Всего в нашей стране зарегистрировано меньше десяти тысяч таких машин. По данным аналитического агентства «Автостат», на 1 июля в России насчитывалось 7925 легковых электромобилей, которые были представлены 10 марками. Самую большую долю в автопарке занимает Nissan – 6747 электрокаров (85% от общего объема). На втором месте идёт Tesla – 457 машин (6%), следом расположилась Mitsubishi (346 ед.). В топ-5 вошли Jaguar (167 ед.) и Lada (96 ед.). Десятку замкнули BMW, Renault, Hyundai, Peugeot и JAC – количество машин каждой из этих марок не превышает 50 единиц.

Первое место по количеству электрокаров занимает Приморский край – в нём на учёте стоит 1138 ед. Второе место досталось Иркутской области (843 ед.), а третье – Москве (672 шт.). Следом расположились Краснодарский край (566 ед.) и Хабаровский край (565 ед.), Московская область (301 ед.) и Новосибирская область (300 ед.). Топ-10 дополнили Амурская область (265 ед.), Красноярский край (223 ед.) и Санкт-Петербург (205 ед.). Отмечается, что в 82 регионах России есть хотя бы по одному экземпляру автомобиля на электротяге.

На начало года именно на Nissan Leaf приходилась львиная доля всех электрокаров в России – 83 %. Фото: Nissan.

https://auto.mail.ru/article/78771-podschitano_skolko_vsego_elektromobilei_v_rossii/

На Сахалине откажутся от автомобилей с бензиновыми моторами.

Власти области планируют перевести весь транспорт в регионе на газ и электричество через 10 лет. В Сахалинской области планируют полностью отказаться от бензина и дизельного топлива. Об этом заявил губернатор островного региона Валерий Лимаренко.

«В течение ближайших 10 лет мы планируем полностью отказаться от бензина и дизельного топлива и ездить только на электричестве, электрических моторах и газомоторном топливе. Это наша цель – мы идем к экологически чистым островам», – цитирует ТАСС слова Лимаренко с форума «ОстроVа-2020».

Отмечается, что сейчас в Сахалинской области есть 85 электромобилей и специальные заправочные станции для них. Для увеличения количества машин без ДВС островные власти снизили для владельцев электрокаров транспортный налог на 50 %, а в дальнейшем эту плату планируется полностью отменить.

Также в регионе идет работа по увеличению числа заправочных станций для электрокаров. В этом году на территории региона собирались разместить пять зарядных станций. Работами занимается энергетическая компания «РусГидро», которая развернула сеть из 10 зарядных станций в сентябре прошлого года в Приморском крае, спустя два месяца еще одну зарядную станцию РусГидро открыло в Благовещенске Амурской области.

Фото: «РусГидро».

https://auto.mail.ru/article/78772-na_sahaline_otkazhutsya_ot_avtomobilei_s_benzinovymi_motorami/

Наноалмазные батареи могут работать 28 000 лет без подзарядки.

Когда речь заходит об аккумуляторах, пользователи в первую очередь интересуются их ёмкостью и временем автономной работы на том или ином устройстве. Американские исследователи представили новую технологию ядерных наноалмазных батареек, способных перевернуть наше представление об элементах питания. Их аккумуляторы могут работать без подзарядки 28 000 лет.

Современные литий-ионные батареи развиваются слишком медленно. Им явно не хватает ёмкости, поскольку такие популярные гаджеты, как смартфоны, зачастую работают только один день. По заявлениям калифорнийской компании NDB, она создала крошечный ядерный генератор, способный перевернуть всё, что человечество знает об энергетике. В энергоэффективных устройствах такая батарейка может работать без малого 28 000 лет.

Каждая ячейка новой батарейки представлена небольшой частью ядерных отходов. NDB использует графитовые детали ядерного реактора, которые поглотили излучение ядерных топливных стержней и сами стали радиоактивными. Они имеют длительный период полураспада, что осложняет их утилизацию. Графитовые части богаты радиоизотопом углеродом-14, который подвергается бета-распаду в азот, высвобождая при этом антинейтрино и электрон бета-распада. В ходе очищения из углерода-14 получаются крошечные алмазы. Алмазная структура действует как полупроводник и теплоотвод, собирая заряд и отводя его наружу. Внутри батарейки находится недорогой искусственный углерод-12, действующий как сверхтвёрдый защитный слой.

NDB заявляет, что сможет создавать батарейки любых форм-факторов, включая популярные: AA, AAA, 18650, 2170 и любые другие. Мало того, они окажутся дешевле всех существующих аналогов, превосходя их в тысячи раз по ёмкости. Проблем с сырьём не будет, ведь поставщики сами начнут платить NDB, забирающей радиоактивные отходы на переработку. В любом случае, исследователи и сами готовы наладить производство углерода-14.

Представители компании уверяют, что собираются начать массовое производство батареек с низким энергопотреблением менее чем через два года, а аккумуляторов с высокой мощностью – в течение пяти лет. Пока проходит рассмотрение и утверждение патентов. Исследования продолжатся сразу же после того, как откроются лаборатории, закрытые в связи с коронавирусом. В ответ на вопросы о безопасности NDB сообщает, что радиоактивный фон батарейки не превышает того, что исходит от человеческого тела.

Источник: newatlas.com

https://4pda.ru/2020/08/30/374783/

Искусственные листья способны генерировать топливо из углекислого газа.

Технология превращения углекислого газа в кислород при помощи фотосинтеза, свойственного растениям, вызывает повышенный интерес среди научного сообщества. Одна из последних разработок основана на беспроводных фотоплёнках, преобразовывающих диоксид углерода под действием солнечного света в чистое топливо.

Учёные Кембриджского университета разработали беспроводные устройства, заполненные фотокатализаторами. Они способны преобразовывать солнечный свет, воду и углекислый газ в чистое топливо. Предполагается, что подобная технология ляжет в основу гигантских энергетических ферм будущего.

Ранее учёные уже предлагали прототип искусственного листа, превращающего солнечный свет и воду в топливо. На тот момент это был газ, состоящий из окиси углерода и водорода, а в основе технологии лежали перовскитовые поглотители света. Новая разработка основана на фотокатализаторах, каждый из которых встроен в отдельный лист. Главными особенностями новой технологии учёные называют низкую стоимость, простоту изготовления и отсутствие побочных продуктов.

В ходе испытаний удалось добиться превращения солнечного света, углекислого газа и воды в кислород и муравьиную кислоту. В отличие от газа её легко хранить и можно использовать в качестве топлива или как строительный блок для водорода. Для демонстрации технологии был создан лист площадью 20 см². По словам исследователей, они могут легко масштабировать технологию, создавая экологически чистые солнечные фермы.

Одним из преимуществ нового метода называется практически безотходный процесс. Несмотря на подобные успехи, команда не намерена останавливаться на достигнутом. В планах – улучшение энергоэффективности и эксперименты с катализаторами, способными производить различные типы солнечного топлива.

Источник: newatlas.com

https://4pda.ru/2020/08/30/374775/

В России создали компактную атомную батарейку, способную работать 20 лет.

Исследователи по всему миру занимаются разработкой аккумуляторов будущего. Повышается эффективность, улучшаются показатели автономности. О новой разработке сообщили отечественные учёные, создавшие компактную атомную батарейку. Источник питания способен работать 20 лет без подзарядки, имеет высокую энергоэффективность и стоит дешевле зарубежных аналогов. Но для смартфонов он, к сожалению, не подойдёт.

Миниатюрную атомную батарейку разработали учёные НИТУ «МИСиС». Её конструкция основана на запатентованной микроканальной 3D-структуре никелевого бетавольтаического элемента. Но российские исследователи нанесли радиоактивный элемент с двух сторон так называемого планарного p-n-перехода, что позволило упростить технологию изготовления элемента, удерживая под контролем обратный ток, который снижает мощность батареи. Также применялась особая микроканальная структура, обеспечивающая увеличение эффективной площади преобразования бета-излучения в 14 раз, что в результате дало общее увеличение тока.

«Конструкция позволяет на порядок повысить эффективность преобразования энергии, выделяющейся при распаде β-источника, в электроэнергию, что в перспективе снизит себестоимость источника примерно на 50 % за счёт рационального расходования дорогостоящего радиоизотопа», – делятся итогами разработки исследователи.

Немаловажным фактором называется повышение удельной мощности более чем в 10 раз, что позволяет снизить массогабаритные показатели в три раза без потери эффективности. Как отмечают создатели, их батарейка может использоваться в качестве аварийного источника питания и датчика температуры в устройствах, применяемых при экстремальных температурах и в труднодоступных местах: в космосе, под водой, в высокогорных районах.

Сейчас технология проходит процедуру получения международных патентов. При этом зарубежные учёные уже оценили новую батарейку. В частности, в обзоре международного агентства маркетинговых исследований Research and Markets НИТУ «МИСиС» назван одним из ключевых участников мирового рынка бетавольтаических батарей.

Источник: misis.ru

https://4pda.ru/2020/08/30/374777/

Птиц спасают от ветряков.

Одно простое изменение снизит смертность пернатых на 70 %. Ветрогенераторы имеют много преимуществ, как источник чистой энергии, но есть и недостатки – они представляют угрозу жизни птиц. Однако учёным удалось найти простое решение, которое позволит сделать технологию безопаснее за счёт одного изменения в дизайне турбин. Об этом сообщает Science Alert.

Фото: thorwindskennel.

Речь идёт о простой покраске. Эксперимент в Норвегии показал, что изменение цвета всего одного ветряка привело к снижению ежегодной средней смертности птиц на 70 %. Главный плюс такого способа – отсутствие необходимости заново проектировать оборудование, которое уже используется годами. Однако нанесение краски на уже установленные ветряки потребует много ресурсов. Поэтому цвет лопастей мельниц стоит менять ещё до установки.

Данных о смертности птиц от ветрогенераторов существует не так много. Многие полагают, что счёт идёт на десятки тысяч. Даже президент России Владимир Путин негативно высказывался о массовом переходе на возобновляемые источники энергии.

«Все знают: да, ветряная генерация хороша. Но про птиц разве вспоминают? Сколько птиц гибнет. Они [ветряные мельницы] так трясутся, что червяки вылезают из земли. Это не шутка – это последствия применения этих современных способов получения энергии», – говорил глава государства.

Учёные считают, что чёрная краска сделает мельницы более заметными. Также авторы исследования предлагают альтернативы: использование ультрафиолетовой краски или установка турбин на высоте, не пересекающейся с высотой полёта птиц. Однако для подтверждения эффективности этих методов потребуется провести ещё много дополнительных исследований.

https://hi-tech.mail.ru/news/vetryaki/?frommail=1

В Германии возведут город без автомобилей.

Машины придется парковать на окраине. Город для пешеходов будет построен на участке 16 га, сообщает Lenta.ru со ссылкой на немецкую газету Die Welt. Он получит название Buckower Felder и появится к югу от Берлина. Город возведут по всем экологическим стандартом, и в нём не будет инфраструктуры для автомобилей. Для хранения машин на окраине города будут расположены специальные гаражи.

Для передвижения жители будут использовать велодорожки, в районе построят 40 многоквартирных домов, территорию засадят деревьями, также будет проведена система теплоснабжения с минимальным выбросом углекислого газа. Начало строительства запланировано на 2021 г. Через три года планируется построить 900 квартир, аренда которых обойдется от 6,5 до 10 евро за квадратный метр. Отмечается, что этот проект напоминает типичные городские кварталы 1970-х годов.

https://auto.mail.ru/article/78759-v_germanii_vozvedut_gorod_bez_avtomobilei/

Российские учёные создали уникальную атомную батарейку.

Группа исследователей из НИТУ «МИСиС» разработали аккумулятор на атомной энергии, который прослужит больше 20 лет. Специально для этой атомной батарейки учёные разработали уникальную микроканальную структуру, которая позволяет увеличить эффективную площадь никелевого бетавольтаического элемента. Таким образом, им удалось значительно увеличить энергетическую плотность аккумулятора.

Такая батарейка совмещает в себе минимальные габариты и долгосрочную генерацию энергии. Она может выдавать небольшое количество энергии, но беспрерывно на протяжении 20 лет. Атомный аккумулятор можно установить в космическом спутнике, например, для аварийного питания модуля связи. Или же он может питать датчик температуры где-нибудь в Арктике или других труднодоступных местах с суровыми условиями.

Единственная проблема технологии – слишком высокая себестоимость. Одна такая батарейка может стоить больше тысячи долларов. Учёные из НИТУ «МИСиС» утверждают, что им удалось снизить себестоимость атомных аккумуляторов на 50 %. При этом они втрое уменьшили размеры и одновременно увеличили энергоемкость в 10 раз.

Сейчас учёные патентуют свою технологию производства атомной батарейки на международном уровне. Но они пока не готовы сказать, когда подобные решения появятся в массовом производстве.

https://hi-tech.mail.ru/news/atomnaya_batareyka/?frommail=1