В России появилась первая водородная АЗС.

На ней уже заправил свою Toyota Mirai красноярский бизнесмен. Водородная заправочная станция открылась в Черноголовке, от этом рассказал мэр наукограда Олег Егоров. Первым автомобилем, который воспользовался её услугами, стал Toyota Mirai первого поколения. Эту машину из США привёз житель Красноярска Владимир Седов. Как он ранее рассказывал в интервью телеканалу ТВК, водородный автомобиль стоил больше 7 млн. рублей.

«Заправка появилась тут не просто так – её приобрела лаборатория Ю. А. Добровольского, где проходят самые передовые в России исследования по водородной энергетике. Безусловно, это наше будущее. Автомобили на водороде экологически безопасны. Работают тихо, а вместо выхлопа вода, которую можно пить. В чём я и убедился», – рассказал мэр Черноголовки.

Ранее владелец водородного автомобиля заправлял Toyota Mirai самостоятельно. По его подсчетам, 100 км пути обходились в 230 – 250 рублей. В движение Toyota Mirai приводит гибридная установка на водородных топливных элементах, которая вырабатывает электроэнергию в результате химической реакции взаимодействия водорода и кислорода. Мощность мотора – 152 л.с. и 335 Нм. Привод – только на переднюю ось. Вес седана составляет 1850 кг, а запас хода – почти 500 км. Автомобиль впервые появился в продаже в Японии в конце 2014 г., а затем был представлен на рынках США и Европы.

https://auto.mail.ru/article/78171-v_rossii_poyavilas_pervaya_vodorodnaya_azs/

Китай уверенно движется к лидерству на рынке офшорной энергетики.

Китайская Goldwind в 2020 – 2021 гг. планирует поставить на рынок Китая ветрогенераторы наземного и морского базирования суммарной мощностью 15 ГВт. Об этом рассказал Чжай Энди (Endi Zhai), главный инженер Goldwind, сообщается на сайте Российской Ассоциации Ветроиндустрии (РАВИ). По его словам, в 2021 г. в Китае истекает срок действия программы государственной поддержки оффшорной энергетики. В этой связи компания поставит 2 ГВт морских ветроустановок, главным образом на китайский рынок. Часть – отправится во Вьетнам и другие страны.

При этом озвученные им 2 ГВт морских ВЭУ, которые компания планирует поставить в 2020 – 2021 гг., – это в три раза бόльшая цифра, чем та (680 МВт), что была заявлена в 2019 г. Представитель Goldwind сообщил, что до конца 2021 г. подключения к сети ожидают 21 ГВт проектов морской ветроэнергетики. Однако, по его мнению, только 13 ГВт успеют уложиться в этот срок. Подобный срыв связан с мерами по недопущению распространения коронавирусной инфекции, которые не могли не сказаться на снижении количества рейсов с импортными компонентами ветроустановок из Европы.

Чжай Энди также сообщил, что после 2022 г. Goldwind рассчитывает на возврат китайского рынка к «нормальному состоянию». Рост, возможно, будет составлять, 3 – 4 ГВт новых мощностей в год, и, вероятно, это достаточный темп для китайской отрасли офшорной ветроэнергетики, поскольку в этом и следующем году будет «слишком жарко».

Как и остальные китайские производители, Goldwind расширила ассортимент ветроустановок морского базирования. Опытный образец 8-мегаваттного ветрогенератора по факту ввода в эксплуатацию в мае 2020 г. на проекте, управляющемся компанией-оператором крупнейшей в мире ГЭС «Три ущелья», стал самой мощной морской ВЭУ, произведённой китайцами. На протяжении нескольких лет Goldwind выступала лидером на рынке Китая. Сейчас компания вступила в открытую конкурентную борьбу с такими крупными производителями ВЭУ, как Vestas, Siemens Gamesa и GE Renewable Energy.

Согласно рейтингу за 2019 г., составленному исследовательской группой американской корпорации Bloomberg – Bloomberg New Energy Finance (BNEF), основываясь на данных о проектах, полностью введённых в эксплуатацию, компания Goldwind заняла третье место в мире с установленной мощностью 8,25 ГВт, среди которых 610 МВт пришлось на офшорные ветрогенераторы. Она уступила только Vestas (9,6 ГВт) и Siemens Gamesa (8,79 ГВт). По мнению ряда аналитиков, Китай с уверенностью движется по направлению к тому, чтобы уже в 2025 г. стать крупнейшим в мире рынком офшорной энергетики.

https://www.eprussia.ru/news/base/2020/4117425.htm

На маршруте «Эрмитаж-Петергоф» запущен электрический катамаран на литий-ионных аккумуляторах.

В Санкт-Петербурге спущен на воду электрический катамаран «Эковольт», использующий литий-ионные аккумуляторы. Судно, предназначенное для перевозки туристов на маршруте «Эрмитаж-Петергоф», способно работать на одной зарядке до 10 часов. Планируется, что при серийном производстве данных судов будут использоваться аккумуляторы портфельной компании РОСНАНО «Лиотех».

Катамаран построен «НПК Морсвязьавтоматика» при участии «Национальной резервной корпорации», выступающей в качестве инвестора проекта. Вмещает катамаран до 60 пассажиров, крейсерская скорость доходит до семи узлов. Планируется, что серийное производство экологически чистых судов будет налажено в Ленинградской области. Стоимость судна сравнима с дизельными аналогами, при этом эксплуатация обходится в разы дешевле. Планируется, что в ближайшие два года будет построено, как минимум пять подобных судов, использующих накопители «Лиотех».

«Лиотех» уже имеет опыт использования своей продукции в судостроении. Два года подряд электрический катамаран проводит экспедицию «Эковолна». Судно, созданное АНО «Национальный центр инженерных конкурсов и соревнований», использует солнечные модули производства ГК «Хевел», а также литий-ионные аккумуляторы «Лиотех» общей мощностью 70 кВт. Такая комбинация позволяет судну идти около 20 часов без подзарядки, в том числе даже ночью и в периоды низкой инсоляции. Корабль установил рекорд – самое продолжительное путешествие судна на солнечных батареях и аккумуляторах: было пройдено 5 тыс. км.

https://www.eprussia.ru/news/base/2020/4035964.htm

Графеновая «броня» улучшила характеристики солнечных панелей.

В начале апреля было опубликовано масштабное исследование, посвящённое использованию перовскитных материалов в качестве источника альтернативной энергии. Главной проблемой, которая стояла перед инженерами, было увеличение ресурса солнечных панелей из перспективного минерала. Благодаря новой технологии учёным удалось значительно улучшить физические характеристики перовскита.

Исследователи из Университета штата Орегон добавили в структуру перовскита соль пиперидина, благодаря чему удалось получить солнечную панель со значительно более стабильными характеристиками. Позднее учёные Национального института науки и технологий Ульсана (Южная Корея) представили ещё более продвинутое решение – они армировали кристаллическую рабочую поверхность с помощью графена, поместив покрытую им сетку между металлическим электродом и слоем перовскита.

Использование двумерной решётки атомов углерода позволяет усилить конструкцию солнечной панели, не препятствуя прохождению фотонов. В ходе испытаний образцы из перовскита не потеряли своей эффективности, сохранив уровень КПД в 16,4 % против 17,5 % у аналогов, лишённых подобной «брони». Ещё одним преимуществом использования графенового каркаса стала защита от ультрафиолетового излучения, продлевающая срок службы элементов.

Ключевое преимущество панелей из перовскита – сравнительная дешевизна изготовления при высокой эффективности преобразования солнечной энергии в электричество. Армирование при помощи графена способно избавить материал от его главного недостатка – нестабильности при постоянном воздействии солнечного света. В перспективе разработка южнокорейских исследователей открывает возможность серийного производства «долгоиграющих» панелей нового поколения.

Источник: newatlas.com

https://4pda.ru/2020/07/06/372922/

Российский уголь теряет Японию.

Япония к 2030 г. намерена закрыть 110 из 140 своих угольных электростанций, что ударит по традиционным поставщикам энергетического угля в страну – Австралии, Индонезии и России. Хотя эта новость не является неожиданностью – ранее Япония утвердила стратегический план о сокращении выбросов углекислого газа, – российское правительство считало Японию перспективной с точки зрения наращивания поставок. Российские поставщики ожидают, что потребление увеличат другие страны региона.

Россия в ближайшие десять лет потеряет один из азиатских рынков сбыта угля. К 2030 г., сообщает агентство Kyodo, Япония намерена закрыть 100 наименее эффективных угольных ТЭС. Всего в стране 140 угольных станций, из них 114 отнесены к относительно неэффективным.

Как заявил в пятницу министр промышленности Японии Хироси Кадзияма, в июле правительство начнёт работу над выработкой конкретных мер, которые позволят уйти от угольной генерации в рамках программы по сокращению выбросов углерода и перехода на использование возобновляемых источников энергии (ВИЭ).

По словам Кадзиямы, среди мер по повышению роли ВИЭ – изменение законодательства, регулирующего доступ к электросетям. На уголь приходится 32 % в энергобалансе Японии, на ВИЭ – всего 17 %. Долю угля к 2030 г. планируется снизить до 26 %. 99 % своих потребностей в угле Япония обеспечивает за счёт импорта. Она является крупнейшим мировым покупателем угля, на неё в 2019 г. приходилось 17,6 % всего импортируемого угля в стоимостном выражении ($23,3 млрд.), всего страна импортировала 125 млн. тонн угля. Главными поставщиками являются Австралия (61 %), Индонезия (15 %) и Россия (11 %). В 2019 г. Россия экспортировала в Японию 20 млн. тонн угля на $1,9 млрд.

Азиатский рынок является одним из ключевых для российского энергетического угля, спрос на который на фоне пандемии и жесткой конкуренции с газом резко упал. При этом стратегия развития угольной промышленности не предполагает снижения ни добычи, ни поставок на восточные рынки. По консервативному сценарию экспорт в Азию ожидается в 190 млн. тонн, а при оптимистичном – в 261 млн. тонн.

Минэнерго, как разработчик программы, считает, что Азия, в отличие от Европы, имеет потенциал увеличения ввоза российского угля. Наибольший прирост можно обеспечить за счёт Китая, Индии, Кореи, Вьетнама и Японии (стратегия была одобрена до решения японского правительства).

Закрытие японского рынка затронет крупнейшего производителя угля в России – СУЭК Андрея Мельниченко. В годовом отчете СУЭК говорится, что Япония, которая является для компании одним из основных рынков, в 2018 г. одобрила пятый стратегический энергетический план, согласно которому к 2030 г. планируется снизить выбросы углекислого газа на 26 % по сравнению с 2013 г.

Таким образом, потребление угля Японией снизится на 11 млн. тонн, до 114 млн. тонн. Также сократится спрос на импортируемый уголь со стороны Китая – на 76 млн. тонн, до 144 млн. тонн. Однако СУЭК ожидает роста объёмов импорта со стороны Вьетнама, Малайзии и Филиппин – на 90 млн. тонн, до 220 млн. тонн, а также Индии – на 26 млн. тонн, до 205 млн. тонн. В СУЭК оперативно не ответили на запрос «Ъ».

Руководитель практики по работе с предприятиями металлургической и горнодобывающей отрасли KPMG в России и СНГ Ольга Плевако считает, что добыча энергетического угля последние годы находится под давлением на фоне закрытия угольных электростанций в Европе и снижения потребления на этом направлении. По её мнению, сообщения о планах по сокращению угольной генерации в Японии – в целом не самая позитивная новость, однако ситуацию не стоит драматизировать, поскольку переориентация энергетической отрасли на возобновляемые источники потребует существенных инвестиций, которые могут быть ограничены в условиях текущего экономического кризиса и его последствий. Уголь будет ещё долго оставаться относительно дешёвым, хотя и «грязным», источником энергии и будет востребован в странах с развивающейся экономикой и в условиях экономического спада, полагает эксперт.

Евгений Зайнуллин.

https://news.mail.ru/economics/42441875/?frommail=1

Исполнилось три года с момента начала строительства в России первого ветропарка.

За три года общая установленная мощность всей ветровой энергетики в России достигла 641 МВт, из них на программу ДПМ приходится 532 МВт, сообщается на сайте Российской Ассоциации Ветроиндустрии (РАВИ). Первый ветропарк в стране летом 2017 г. начала строить компания «Фортум», его запуск был осуществлён в конце 2017 г., а с января 2018 г. ВЭС включена в реестр мощности.

На сегодня в России по программе ДПМ функционирует пять ВЭС. Основными игроками на рынке ветроиндустрии выступают Альянс «Ветропарки ФРВ» («Фортум» – «Роснано» – «Вестас»), АО «НоваВинд» (ГК «Росатом») и партнерство ПАО «Энел Рус» с «Сименс-Гамеса». Самая мощная ВЭС действует в Ростовской области – «Второй ветропарк ФРВ» (200 МВт).

В настоящее время в стране также строится четыре ветропарка в Ростовской области, Ставропольском крае и Республике Калмыкия. Их запуск запланирован на 2020 г. Одним из самых интересных проектов в области ветровой энергетики России сейчас является строительство «Кольской ВЭС» – единственной, которая будет построена не на юге России, а в Мурманской области и претендующая на звание самой большой ВЭС за полярным кругом

https://www.eprussia.ru/news/base/2020/3689495.htm

В Тайване и США установят самые мощные в мире ВЭУ.

В Тайване и США установят самые мощные в мире ветроэнергетические установки (ВЭУ) модели «SG14-222DD» производства компании Siemens Gamesa, сообщается на сайте Российской Ассоциации Ветроиндустрии (РАВИ). Электростанцию «Hai Long» (Тайвань, 1 ГВт) строит консорциум, образованный компаниями Northland Power и Yushan Energy. В настоящее время разрабатывается проект расширения станции в 2024 г. на дополнительные 300 МВт («Hai Long 2»). В дальнейшем также рассматривается вариант постройки более обширного комплекса мощностью 1 ГВт.

В 2019 г. Тайвань удвоила плановые показатели по постройке новых объектов генерации: с 2026 г. по 2035 г. теперь планируется ввести в эксплуатацию 10 ГВт, а общая мощность ветропарков, таким образом, должна составить 15,5 ГВт. В 2018 г. в стране были проведены два тендера по проектам морской ветроэнергетики, право на разработку которых, в итоге, получили семь компаний. Общая мощность проектов, которые будут представлять «первую волну» широкомасштабного культивирования отрасли в период с 2019 г. по 2025 г., составит 5,5 ГВт.

Вместе с тем, ВЭС «Coastal Virginia Offshore Wind» (США, 2,6 ГВт) строит Dominion Energy. Выбор, сделанный в пользу ВЭУ «SG14-222DD», – в компании называют вполне логичным шагом, когда на крупнейшем в США морском ветроэнергетическом проекте будет использоваться самая мощная на сегодня ВЭУ морского базирования. Национальная лаборатория по изучению возобновляемой энергии» (National Renewable Energy Laboratory, NREL) оценивает ветровые ресурсы территорий Тихого и Атлантического океанов, принадлежащих США, в объёме 2 ТВт. Нынешнее энергопотребление страны на данный момент вдвое ниже.

Модель «SG14-222DD» имеет мощность 15 МВт. ВЭУ оснащена 108-метровыми лопастями, вращение которых заставляет работать редуктор с прямым приводом и генератор на постоянных магнитах. По сравнению с предыдущей моделью «SG11.0-200DD» – показатель годового производства энергии должен вырасти на 25 %.

https://www.eprussia.ru/news/base/2020/2908589.htm

В Китае построили ЛЭП для транспортировки «чистой» энергии.

В Китае завершилось строительство линии электропередачи (ЛЭП) сверхвысокого напряжения общей стоимостью 22,6 млрд. юаней ($3,17 млрд.), которая впервые будет транспортировать только «чистую» энергию, сообщает Bloomberg News со ссылкой на разработчика ЛЭП – китайскую государственную компанию Grid Corp. Это первая в мире сверхвысокочастотная линия, построенная для передачи только безуглеродного электричества. Это позволит разрабатывать больше возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в провинциях Цинхай и Ганьсу и доставлять электроэнергию в Хэнань в центральном Китае.

Китай продвигает технологию, которая позволяет передавать на большие расстояния с малыми потерями энергии, чтобы решить неприятную проблему: его энергетические ресурсы находятся в глубине материка в тысячах километров от его густонаселенных прибрежных районов. Этот проект может привлечь более 200 млрд. юаней инвестиций и создать почти 10 тыс. рабочих мест в сфере ВИЭ и других смежных отраслях.

Дальние линии также являются частью плана стимулирования Китая по восстановлению его экономики от воздействия пандемии коронавируса. По данным Bloomberg, на проекты UHV может приходиться 13 % из $205 млрд., которые, вероятно, будут потрачены в стране в 2020 г. на «новую инфраструктуру».

Ранее госоператор эксплуатировал 19 линий сверхвысокого напряжения, покрывающих 27 570 км (17 131 миль), и коммунальное хозяйство строило ещё четыре. Энергетические сети обычно не зависят от источника, поэтому они могут передавать энергию от любого типа генерации, включая уголь и ВИЭ. В декабре компания планирует ввести в эксплуатацию линию длиной в 1587 км – от Цинхая до Хэнани. Проект рассчитан на транспортировку 40 млрд. кВт·ч чистой энергии в год.

https://www.eprussia.ru/news/base/2020/2819545.htm

«ФСК ЕЭС» установит 578 птицезащитных устройств на семи ЛЭП в Ярославской области.

Компания «ФСК ЕЭС» установит 578 птицезащитных устройств на семи магистральных линиях электропередачи (ЛЭП) в Ярославской области. Общая протяжённость ЛЭП 220 кВ, включенных в проект, превышает 550 км. Порядка 26 % технологических нарушений в магистральных электрических сетях Центральной России связано с жизнедеятельностью птиц. В целях минимизации рисков отключений потребителей и обеспечения безопасности птиц от поражения электрическим током, компания оборудует опоры воздушных линий электропередачи птицезащитными устройствами антиприсадочного типа. Этот способ защиты препятствует посадке птиц на объекты и вынуждает искать их более безопасные места для отдыха и гнездования.

На сегодня на опорах четырех ЛЭП 220 кВ Ярославской области установлено 317 устройств. К концу сентября 2020 г. аналогичные работы будут выполнены ещё на трёх воздушных линиях электропередачи. Установка оборудования позволит на 60 % снизить риски коротких замыканий на ЛЭП, вызванных жизнедеятельностью птиц, и перебоев в электроснабжении населения Ярославской области и предприятий региона, а также защитит от гибели птиц, среди которых встречаются редкие, краснокнижные виды, такие как чёрный и белый аисты. Линии проходят в зоне обитания и путей миграции 240 видов птиц, среди которых 20 занесены в Красную книгу.

Работы ведутся на линиях, обеспечивающих электроснабжение региона с населением порядка 1,2 млн. человек. Потребителями электроэнергии также являются крупнейшие промышленные и сельхозпредприятия, среди которых «Славнефть-ЯНОС» и «Тепличный комплекс». Всего за 2016 – 2019 гг. на магистральных ЛЭП Ярославской области было установлено более 1,1 тыс. птицезащитных устройств.

https://www.eprussia.ru/news/base/2020/2481988.htm

Потребление энергии в мире продолжает смещаться в сторону «зелёных» источников.

Потребление энергии в мире продолжает смещаться в сторону «зелёных» источников. В 2019 г. мир стал потреблять на 1,3 % больше энергии, причём большую часть прироста – 41 % – обеспечили возобновляемые источники энергии ВИЭ, говорится в ежегодном отчете BP Statistical Review. По странам наибольший вклад в рост ВИЭ внёс Китай, за ним следуют США и Япония. Потребление энергии гидроэлектростанций выросло ниже среднего на 0,8 %, причём рост обеспечили Китай, Турция и Индия.

Потребление атомной энергии выросло на 3,2 %, что является самым быстрым ростом с 2004 г. Наибольший прирост обеспечили Китай и Япония. Производство электроэнергии в 2019 г. выросло всего на 1,3 % – примерно вдвое по сравнению с 10-летним средним показателем. На долю Китая пришлось более 90 % чистого глобального роста.

Наибольший прирост производства электроэнергии обеспечивали ВИЭ, за которыми следовал природный газ, в то время как угольная генерация сокращалась. Доля ВИЭ в производстве электроэнергии увеличилась с 9,3 % до 10,4 %, впервые превзойдя атомную энергетику. Доля угля в генерации упала на 1,5 % до 36,4 % – самого низкого показателя в наборе данных BP, который начинается с 1985 г.

https://www.eprussia.ru/news/base/2020/2475335.htm