Ультратонкие солнечные панели оказались заметно лучше существующих аналогов.

Согласно аналитическим прогнозам, чистая энергия в ближайшие несколько лет станет дешевле сжигания угля и других видов ископаемого топлива. Это стимулирует дальнейшие исследования в сфере «зелёной» энергии. Европейская компания Azur Space объявила о создании нового поколения солнечных элементов, которые не только тоньше существующих аналогов, но и значительно дешевле, а также эффективнее.

Инженеры немецкой компании Azur Space Solar Power представили новый солнечный элемент, толщина которого составляет всего 0,02 мм – тоньше человеческого волоса. Сообщается о высокой эффективности технологии, которая к концу службы снизится всего до 32 %. Солнечные элементы были изготовлены с использованием «эпитаксиального отрыва». По словам исследователей, это позволило отделить элементы от слоя германиевой подложки, на который они были первоначально нанесены, снизив себестоимость благодаря повторному использованию дорогостоящего материала.

Исследователям удалось создать элементы с тремя и четырьмя соединениями. Это значит, что панели состоят из трёх или четырёх разных слоёв материала, оптимизированных для работы с различными длинами световых волн, составляющих солнечный спектр. Разработкой уже заинтересовалось Европейское космическое агентство, планирующее использовать их в создании спутников, самолётов или воздушных шаров, выполняющих задачи в верхних слоях атмосферы.

Источник: solardaily.com

https://4pda.ru/2020/03/22/369312/

В России создадут сеть бесконтактных ЭЗС для электромобилей.

В России планируется создать экспериментальную сеть бесконтактных зарядных станций (ЭЗС) для электротранспорта. Проект будет реализован в 2022 г. Минимальное время полной зарядки аккумулятора составит всего пять минут, рассказали «Известиям» в пресс-службе Национальной технологической инициативы (НТИ). Пилотными регионами могут стать Санкт-Петербург и Ленинградская область. Впрочем, сегодня развитие электротранспорта в стране тормозят не только технологические, но и юридические барьеры, отмечают эксперты.

По безлюдной технологии.

В России планируется создать устройства для бесконтактной зарядки электротранспорта, включая беспилотные автомобили, электробусы и специальные ТС (для ЖКХ, складских операций и другие). Проект получил название «Перспектива-Тесла». В конце февраля его поддержал проектный комитет НТИ.

Как сообщается в презентации, с которой ознакомились «Известия», в стране планируется разработать несколько видов универсальных интеллектуальных бесконтактных электрозарядных станций (ЭЗС) мощностью от 20 до 200 кВт. Это позволит создать общественную зарядную инфраструктуру для разных видов транспортных средств, а также удовлетворить потребность в «домашней зарядке» частных и корпоративных электрокаров. Полная заправка аккумулятора ТС должна занимать от 5 до 25 минут. Объём финансирования проекта составит 120 млн. рублей.

Инициатором выступило петербургское предприятие «Авангард» – отраслевой технологический центр в области микро-, радиоэлектроники и электротехники. По словам его представителя, реализовать проект предполагается на основе государственно-частного партнерства.

Как пояснила «Известиям» главный специалист «Авангарда», доктор технических наук Ольга Куркова, в основу создания бесконтактных ЭЗС положен принцип дистанционной передачи электроэнергии методом магнитно-резонансной индукции. Такая возможность была впервые зафиксирована специалистами Массачусетского технологического института в 2005 – 2007 гг. Это открытие положило начало разработкам бесконтактных ЭЗС высокой мощности. С тех пор к технологии проявляют большой интерес практически все мировые автопроизводители электрокаров и электробусов (Tesla, Nissan, BMW, Mercedes, Toyota, Hyundai и др.), адаптируя к ней свои модели.

По словам Ольги Курковой, России важно не упустить время, чтобы выйти на рынок, который в настоящее время только зарождается. К 2025-му отечественное предприятие планирует достичь уровня объёма годовой выручки в $31,8 млн., заняв не менее 8 % мирового рынка таких устройств, говорится в презентации. Его общий объём оценивается в $407 млн. «Перспектива масштабного развития автономного и беспилотного электротранспорта позволяет прогнозировать в ближайшие 5 – 7 лет интенсивный рост рынка бесконтактных ЭЗС, способных обеспечить зарядку ТС по безлюдной технологии», – отметила Ольга Куркова.

Эффект электробуса.

На 2021 г. запланировано изготовление и испытание опытных образцов, а к лету 2022 г. – создание в РФ первого тестового полигона зарядной инфраструктуры на базе бесконтактных ЭЗС для вывода на рынок готового продукта. Пилотными регионами могут стать Санкт-Петербург и Ленинградская область – власти поддержали проект, сказали в «Авангарде».

Начальник управления по транспорту Ленобласти Павел Постовалов подтвердил «Известиям», что регион готов поддержать развитие электротранспорта, а представленная технология «очень интересна». В то же время он обратил внимание на высокую стоимость электробусов – около 20 млн. рублей (примерно вдвое выше автобуса с двигателем внутреннего сгорания – «Известия»). Кроме того, пока не до конца понятна эффективность работы аккумуляторов в условиях скачков температур, добавил он. В пресс-службе губернатора Санкт-Петербурга на запрос «Известий» на момент публикации не ответили.

За рубежом рынок авто на электротяге активно развивается. В декабрьском обзоре аналитики Bloomberg New Energy Finance прогнозировали рост интереса к электромобилям в Европе на 35 % в этом году. В январе корейский концерн Hyundai заявлял о планах продать в ЕС в течение года не менее 80 тыс. электрокаров, опередив конкурентов. Для американского и европейского рынков новые модели с электродвигателями готовят Audi, BMW, Ford, Volkswagen, Volvo и ряд других марок. Лидеры по количеству автомобилей на электротяге – Китай, США, Норвегия, Великобритания и Франция – там действующий автопарк уже исчисляется сотнями тысяч (в КНР – миллионами).

В России электрокары пока составляют примерно 0,1 % от общего числа зарегистрированных машин. Согласно данным «Автостата», на начало 2020 г. их насчитывалось всего 6,3 тыс., большая часть приходилась на модель Nissan Leaf. Директор института экономики транспорта НИУ ВШЭ Михаил Блинкин считает, что массовому распространению в РФ электротранспорта, в том числе общественного, мешает его дороговизна и неразвитость сопутствующей промышленной инфраструктуры. «С точки зрения экологии для этого необходимы два условия: чистая генерация электричества (угольные ТЭЦ не подойдут) и налаженная система утилизации аккумуляторов. Подавляющее большинство регионов к этому не готовы», – сказал он «Известиям». Эксперт обратил внимание, что массовая закупка электробусов сегодня проводится только в Москве.

Руководитель Ассоциации развития электромобильного транспорта (АЭТИ) Ия Гордеева сказала «Известиям», что бесконтактные зарядки пригодились бы не только для электробусов, но и для личных автомобилей. «Отсутствие необходимости пользоваться кабелем повысило бы удобство использования электрокаров. А для беспилотного транспорта они будут незаменимы», – отметила она. Среди главных препятствий развития электротранспорта в нашей стране эксперт также назвала дороговизну таких машин, отсутствие развитой зарядной инфраструктуры и недостаточность нормативной базы. В частности, необходимо разработать ГОСТы для ЭЗС, описывающие, где и как их можно устанавливать.

https://auto.mail.ru/article/76697-v_rossii_sozdadut_set_beskontaktnyh_ezs_dlya_elektromobilei/

Ввоз электромобилей станет гораздо выгодней.

В России, Казахстане, Армении, Киргизии и Белоруссии обнуляется ставка ввозной таможенной пошлины для электромобилей. Причём это касается как физических, так и юридических лиц.

Напомним, что ранее таможенные пошлины на электромобили в ЕАЭС уже обнуляли. Такая мера действовала с 15 сентября 2016 г. по 31 августа 2017 г. включительно, но лишь для юридических лиц. А вот «физики» платили пошлину в размере 48 – 54 % от таможенной стоимости, что фактически являлось заградительным барьером для покупки электромобилей. Нулевая ставка будет действовать по 31 декабря 2021 г.

https://auto.mail.ru/timelines/future/

Россия обнулит таможенные пошлины на электромобили.

Первая попытка заинтересовать российский рынок электрическими машинами была предпринята осенью 2016 г., но особого успеха тогда не имела. Обнуление (хоть и временное) таможенных пошлин на электрокары в апреле этого года пройдет по скорректированному сценарию. Ввозить электромобили бесплатно разрешила Евразийская экономическая комиссия: нулевые пошлины будут действовать до конца следующего года. Это заметно дольше, чем при первой попытке несколько лет назад.

Ещё одно знаковое отличие – теперь действие послаблений распространяется и на физических лиц, тогда как в 2016 г. ими могли воспользоваться только организации. Как уточняет «Российская газета», тогда ввозные пошлины для «физиков» могли достигать 54 % от таможенной стоимости, и во многом поэтому первая попытка не дала нужных результатов.

По данным ЕЭК, за 10 месяцев прошлого года на территорию ЕАЭС ввезли электромобилей на общую сумму в почти 15 млн. долларов, причем 60 % импорта пришлось на Россию. Аналитики считают, что это – наглядная демонстрация имеющегося у общества интереса к «зелёному» транспорту.

Во всех странах ЕАЭС, включая Россию, запланирован ряд мер по развитию инфраструктуры для электромобилей – в том числе и строительство станций «быстрой» зарядки. А в Казахстане и Белоруссии планируется активно развивать и производство «зелёного» транспорта: к примеру, уже через два года на предприятиях Беларуси могут выпускать до 30 тысяч таких машин ежегодно.

Текст: АвтоВести

https://www.vesti.ru/doc.html?id=3248967

«ЛУКОЙЛ» зайдёт в ветроэнергетику.

Компания «ЛУКОЙЛ» приступила к проведению ветромониторинга – первому этапу разработки технико-экономического обоснования строительства ветровой электрической станции (ВЭС) вблизи действующей Цимлянской ГЭС в Ростовской области. Площадка под ВЭС выбрана с учётом положительных ожиданий по ветроэнергетическому потенциалу, а также удобной логистики доставки оборудования и возможности использования существующей электросетевой инфраструктуры Цимлянской ГЭС для выдачи мощности.

Проект планируется реализовать в рамках механизма поддержки генерации на основе возобновляемых источников (так называемый ДПМ ВИЭ). Ветромониторинг необходим для точного определения ветроэнергетического потенциала, выбора параметров генерирующего оборудования и его оптимального размещения.

Сбор и анализ данных будет проводиться в течение одного года на различных высотах посредством установки ветроизмерительного комплекса (ВИК), на котором будут расположены анемометры и другие приборы метеонаблюдения. Современные технологии, использованные при создании ВИК, гарантируют его полную автономность и безопасность для экологии.

На основе данных метеонаблюдений и результатов технико-экономического обоснования будет принято решение о реализации инвестиционного проекта строительства ВЭС. Проведение ветромониторинга станет частью программы развития возобновляемой энергетики в рамках Стратегии климатической адаптации Компании.

https://www.eprussia.ru/news/base/2020/4438484.htm

В Самарской области отменят транспортный налог на «газовые» автомобили.

Депутаты Самарской губернской думы приняли в двух чтениях законопроект «О транспортном налоге на территории Самарской области», предусматривающий освобождение владельцев автомобилей на природном газе (метане) от оплаты транспортного налога. Собственники битопливных автомобилей (могут работать и на газе, и на бензине) получат на налог скидку в размере 50 %. Принятый законопроект направлен губернатору Самарской области на подпись. Его действие будет распространяться на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 г.

Сейчас в Самарской области зарегистрировано около 3 тыс. автомобилей, работающих на «голубом топливе». Почти половина машин принадлежит гражданам, остальные – юридическим лицам. По словам регионального заместителя министра промышленности Олега Волкова, до 2023 г. в губернии зарегистрируют ещё около 4 тыс. автомобилей. При этом водители могут получить финансовую помощь на переоборудование своих машин на газобалонное оборудование.

В Самарской области действует программа по субсидированию перевода автомобилей на газомоторное топливо. В 2019 г. за счёт областного бюджета переоборудованы 163 машины. Сейчас рассматривается возможность продолжить выделение субсидий. У некоторых газовых операторов есть свои программы, благодаря которым можно получить 100 % скидку на перевод автомобиля на газомоторное топливо.

https://www.eprussia.ru/news/base/2020/4354392.htm

В Японии открылась одна из крупнейших в мире водородных электростанций.

Человечество считается одним из главных факторов, влияющих на изменение климата. Среди прочих в этом часто обвиняют Японию. Она продолжает зависеть от угольных электростанций, загрязняющих атмосферу вредными выбросами. Стремясь доказать мировому сообществу свою готовность к изменениям, правительство страны открыло новую водородную станцию на солнечной энергии рядом с трагично известной электростанцией в Фукусиме.

Новая станция расположена в городе Нами, к северу от разрушенной атомной электростанции Фокусима-1. Проект осуществлён при поддержке таких компаний, как Toshiba, Tohoku Electric Power и дистрибьютора природного газа Iwatani. Завод получает водород путём разложения воды с помощью электричества, полученного от солнечных панелей. Площадь последних составляет 180 000 км², что позволяет вырабатывать около 20 МВт электричества.

В настоящее время мощности станции небольшие. По предварительным оценкам, вырабатываемой энергии хватит на заправку 560 автомобилей на водородных топливных элементах в день. Инициативу также связывают с предстоящими Олимпийскими играми, что создаёт дополнительный положительный информационный фон для предпринимаемых правительством усилий.

В будущем Япония планирует производить водород за рубежом, поскольку выработка его внутри страны оказалась слишком дорогой затеей. На создание подходящей для выработки большого количества водорода технологии уже выделено около 190 млн. долларов. Впервые произведённый водород будет использоваться во время эстафеты Олимпийского огня, стартующей 26 марта, а также в транспортных средствах на топливных элементах, которые будут перевозить спортсменов и персонал.

Toyota Mirai.

Ранее Toyota уже заявляла, что новые автомобили Mirai, работающие на водородном топливе, способны проехать до 650 км от одной заправки. Одним из ключевых преимуществ водородных машин на фоне электрокаров является время зарядки, составляющее 3 – 5 минут.

Источник: asia.nikkei.com

https://4pda.ru/2020/03/15/368952/

Новые аккумуляторы для носимых устройств вообще не нуждаются в подзарядке.

На пути широкого распространения носимых гаджетов и устройств интернета вещей стоят громоздкие неэффективные аккумуляторы, которые не только занимают много места, но и требуют постоянной подзарядки. Решить проблему могут созданные японскими учёными растягиваемые материалы, которые во время расширения способны собирать энергию, необходимую для работы устройства.

Растягивающиеся материалы для сбора энергии должны быть не только гибкими, но и обеспечивать достаточную мощность для поддержания работы устройства без дополнительной подзарядки. До сих пор создать такую технологию не удавалось. Однако исследовательская группа из Университета Нагоя преодолела проблему растяжимости и низкой выходной мощности.

«Мы создали прозрачный и растяжимый трибоэлектрический наногенератор (ТЭНГ), который может следовать за движениями человека с помощью тонкой плёнки из углеродных нанотрубок (CNT-плёнка) в качестве электрода для ТЭНГ. Изготовленный ТЭНГ имеет простую структуру: CNT-плёнка помещается внутри полидиметилсилоксанового (PDMS) эластомера. Его прозрачность составляет более 90 %», – рассказывают учёные.

Процесс преобразования механической энергии в электричество назван «контактной электрификацией» или «электростатической индукцией». Исследователи изготовили ТЭНГ площадью 12 х 12 сантиметров, добившись плотности выходной мощности 8 Вт на 1 кв. м. В ходе эксперимента ТЭНГ был помещён в перчатку с внутренней стороны ладони, а снаружи были расположены синие светодиоды. Последние светились при движении рукой, когда перчатка растягивалась. При этом сообщается, что перчатку можно использовать множество раз без риска нарушения её работоспособности. Учёные уже сейчас подтвердили отличные результаты эксперимента. По их словам, растяжимые генераторы могут быть первым шагом в снижении зависимости от аккумуляторных батарей для носимых устройств.

Источник: phys.org

https://4pda.ru/2020/03/15/368956/

Чистая энергия скоро будет дешевле угля на всех основных рынках.

За прошедший год стоимость угля впервые за 10 лет снизилась со $100 до $66, а доходы от его продажи всеми странами-экспортёрами по итогам 2020 г. сократятся с 26 до 20,6 млрд. долларов. Одновременно с этим растёт привлекательность электростанций, работающих на чистой энергии. Согласно последним отчётам, потребление и добыча угля скоро могут стать нерентабельными.

В настоящее время две страны поделили большую часть экспорта угля. Это Индонезия и Австралия. При этом в самой Австралии добытый уголь обеспечивает 2/3 электроэнергии. По оценкам специалистов, в ближайшие несколько лет спрос на него будет расти за счёт возросших потребностей Индии, однако в большинстве других стран замечена тенденция к переходу на чистую энергию.

Специалисты утверждают, что на замену угля приходят ветряные и солнечные электростанции. Уже сейчас замечена тенденция к снижению себестоимости чистой энергии. К примеру, в Китае ветряная энергия уже дешевле угля, а солнечная, согласно прогнозам, перейдёт эту черту до конца текущего года. В Японии энергия из ветряных электростанций станет дешевле к 2028 г., солнечная – к 2023-му будет выгоднее, чем открытие новых угольных месторождений, а к 2026-му в целом прибыльнее импортирования угля.

Подобная тенденция не означает быстрый отказ от ископаемого топлива. До сих пор во многих странах существуют программы правительственной поддержки его добычи. Кроме того, нельзя так быстро переоборудовать электростанции. Последние прогнозы утверждают, что к 2030 г. уровень добычи и потребления угля снизится на 59 – 78 % по сравнению с показателями 2010 г., а затем постепенно сойдёт на нет.

Источник: theguardian.com

https://4pda.ru/2020/03/14/369144/

Создан эффективный способ получения энергии из морской воды.

Переход на использование чистой энергии является одной из приоритетных задач для человечества. С этой целью создаются суперконденсаторы из вонючих фруктов и получается водород из обычной ржавчины. Исследователи из Лейденского университета научились вырабатывать электроэнергию прямо из морской воды.

Новый метод основан на химической реакции обмена, которая происходит в момент слияния солёной и пресной воды. Между ними помещается специальная мембрана, которая и генерирует энергию. Уже сейчас заявлено, что такая технология позволяет получить в 100 раз больше энергии по сравнению с существующими аналогами.

«Созданная нами мембрана имеет толщину всего два нанометра и проницаема для ионов калия. Мы можем изменить свойства мембраны, используя другой молекулярный строительный блок. Таким образом, у нас получится адаптировать её к любым потребностям», – рассказывают учёные.

Используемая мембрана имеет близкое к графену строение и состоит из чистого углерода. Исследователи заметили, что чем плотнее и ворсистее мембрана, тем больше энергии удаётся получить. Для создания мембраны использовались белки, которые образовали на поверхности воды плёнку. В ходе нагревания молекулы фиксируются на месте, создавая стабильную и пористую мембрану. О сроках внедрения технологии в производство не сообщается.

Источник: nature.com

https://4pda.ru/2020/03/14/369018/