Первый ветропарк «Росатома» выдал электроэнергию на оптовый рынок.

Адыгейская ВЭС, первый завершённый проект АО «НоваВинд» (ветроэнергетический дивизион «Росатом»), начала поставлять электроэнергию и мощность на ОРЭМ (оптовый рынок электроэнергии и мощности). Ветропарк с установленной мощностью 150 МВт состоит из 60 ветроэнергетических установок. Степень локализации оборудования объекта, подтверждённая Министерством промышленности и торговли РФ, составляет 65 %. Компания «НоваВинд», реализуя программу локализации, планирует довести этот уровень до 80 – 85 %. В рамках текущей программы локализации была решена задача серийного производства компонентов и узлов ВЭУ на территории РФ.

«Росатом» выступил системным интегратором и эффективно решает весь спектр задач, таких как проектирование ветроэнергетических станций, создание собственного производства компонентов ВЭУ, управление цепочкой поставщиков и логистикой компонентов на площадку, последующий сервис и эксплуатация.

В настоящее время «Росатом» осуществляет реализацию программы строительства ВЭС еще на четырёх площадках в Ставропольском крае и Ростовской области. Следующий крупнейший ветропарк появится в Кочубеевском районе Ставропольского края. Его установленная мощность составляет 210 МВт.
Всего до 2023 г. «Росатом» введёт в эксплуатацию ветропарки общей мощностью 1 ГВт.

https://www.eprussia.ru/news/base/2020/3139165.htm

Российский внедорожник «УАЗ» превратят в электрокар.

Чешский производитель автомобилей MW Motors создаст электрокар на базе российского внедорожника УАЗ «Хантер» – MWM Spartan. Новый автомобиль будет сочетать передовые технологии с легендарной проходимостью – характерной родовой чертой всех автомобилей «УАЗ».

Как сообщает компания-производитель, предполагается, что российско-чешские электрокары смогут закрыть фактически пустующую западноевропейскую нишу моделей для работников фермерских хозяйств, лесной промышленности и горнодобывающих компаний, часто работающих в условиях бездорожья.

Новый автомобиль сохраняет внешность классического «УАЗ» – конструктивные изменения обещаны в технической части. «Мощный электродвигатель, который в данный момент проходит финальные испытания, и блок аккумуляторных батарей ёмкостью от 56 до 90 кВт∙ч обеспечат новинке уверенные динамические свойства и внушительный запас хода», – поясняет пресс-служба Ульяновского автозавода.

Сборки электрокаров-внедорожников будут осуществляться в Чехии. Производство внедорожников с бензиновой и электрической силовыми установками для Великобритании по окончанию сертификационных испытаний запланировано на третий и четвёртый кварталы 2020 г. Запуск производства электрокаров для других стран Европы запланирован на конец текущего года.

https://www.eprussia.ru/news/base/2020/2880674.htm

В Татарстане построят первое в России пассажирское судно на СПГ.

27 февраля 2020 г. в Зеленодольске (Республика Татарстан) на верфи Зеленодольского завода им. А. М. Горького дан старт строительству первого в России пассажирского судна, которое будет работать на сжиженном природном газе (СПГ) – «Чайка-СПГ». Прогулочно-экскурсионное судно (теплоход) «Чайка-СПГ» предназначено для пассажирских перевозок, в том числе на туристических маршрутах. На нём смогут размещаться не менее 170 человек. Судно планируется спустить на воду уже в текущем году.

Использование газа на речных и морских судах – новый сегмент газомоторного рынка. Сегодня СПГ является самым перспективным моторным топливом для водного транспорта, наиболее доступной альтернативой флотскому мазуту и дизелю. При этом Республика Татарстан обладает уникальным логистическим расположением, мощным транспортным потенциалом для развития современных промышленных технологий. Планируется, что в регионе будут производиться туристические суда на СПГ, а «Газпром» обеспечит их заправку.

Зеленодольский завод им. А. М. Горького входит в число крупнейших судостроительных предприятий России. На сегодня здесь построено свыше 1,5 тыс. морских и речных судов. В Зеленодольске член Правления ПАО «Газпром» Вячеслав Михаленко и Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов также провели совещание по вопросам развития газомоторной заправочной сети в регионе.

Отмечено, что с 2016 г. количество объектов для заправки автотранспорта природным газом увеличено в два раза – до 20. Объём потребления газомоторного топлива в Татарстане растёт: в 2019 г. потребителям было реализовано на 39 % газа больше, чем в 2018 г., и на 70 % больше, чем в 2017 г.

В текущем году «Газпром» планирует построить две новые АГНКС – в Заинске и Нурлате, а также провести реконструкцию с увеличением производительности АГНКС в Буинске. Компания рассматривает возможность строительства ещё ряда газозаправочных объектов в Татарстане. Одновременно ведётся работа, направленная на создание в регионе инфраструктуры по производству и заправке СПГ автомобильного и водного транспорта.

https://www.eprussia.ru/news/base/2020/2879386.htm

Водородный грузовик-гигант отправится в Лимпопо.

Самый большой в мире водородный автомобиль создаст горнодобывающая компания Anglo American (Великобритания), работающая в партнёрстве с Williams Advanced Engineering (подразделение гоночной команды «Формула-1», специализирующееся на работе с электрическими технологиями). Первые испытания грузовика-гиганта массой 290 т начнутся в 2020 г. на руднике Могалаквене в провинции Лимпопо (ЮАР). Грузовой карьерный самосвал разрабатывается в рамках программы Future Smart Mining, которую осуществляет Anglo American. Цель программы – снижение выбросов углерода и других вредных веществ в атмосферу на 30 % к 2030 г.

«Нашей конечной целью является такая организация работ на наших шахтах и выработках, при которых в окружающую среду не будет выбрасываться вообще ничего вредного», – поясняет глава отдела новых технологий компании Anglo American Юлиан Солс.

Помимо водородных топливных элементов, водородный самосвал будет оснащён модульной системой литий-ионных аккумуляторных батарей ёмкостью более 1000 кВт·ч. Также на нём будет установлена регенеративная тормозная система, возвращающая в аккумуляторные батареи часть энергии при движении автомобиля под гору.

Крупнейший из существующих сегодня водородных самосвалов – eDumper, который работает в горном карьере в Швейцарии. Его вес – 45 т, при этом при движении вниз масса самосвала увеличивается практически вдвое. За счёт внушительной инерции рекуперативная система торможения накапливает заряд в аккумуляторах, в результате, eDumper заряжает себя самостоятельно и не требует периодического подключения к сети.

Применение технологии рекуперации позволяет самосвалу экономить 50 т дизельного топлива в год. Как сообщают эксперты, использование традиционного дизельного автомобиля соответствующего класса принесло бы ущерб окружающей среде в эквиваленте углеродного следа размером в 1,3 млн. кг.

https://www.eprussia.ru/news/base/2020/2785364.htm

Французский нефтяной гигант «Total» нанимает команду для проектов морских ветроустановок.

По сообщению Bloomberg, французская энергетическая компания «Total SA» нанимает в Великобритании и Дании команды, чтобы подготовиться к борьбе за государственные контракты для строительства морских ветряных электростанций. Этот шаг свидетельствует о том, что крупные нефтяные компании стремятся войти в ветроэнергетику, поскольку правительства во всём мире стремятся уменьшить зависимость от ископаемого топлива и стимулировать использование более чистых видов энергии.

Как говорится в сообщении о вакансии на веб-сайте компании, парижская нефтекомпания готовится принять участие в аукционе, который должен начаться позднее в этом году, для строительства оффшорной ветряной электростанции в Дании с ожидаемой стоимостью около €2 млрд. ($2,2 млрд.). Гигантские проекты по возобновляемым источникам энергии в море вызывают повышенный интерес со стороны энергетических компаний всех видов, особенно крупных нефтяных компаний, которых привлекают масштабы инвестиций и безопасность доходов.

«Total» стала инициатором перехода нефтедобывающей промышленности на использование возобновляемых источников энергии, направив с 2015 г. более $5 млрд. на технологии от батарей до береговых ветряных и солнечных электростанций. Она ещё не выигрывала тендер на проведение работ по установке ветряков в море. С конца прошлого года французской компании уже принадлежит доля в проекте на 3 ГВт мощности возобновляемой энергии, в 2020 г. она стремится удвоить этот результат и нацелилась на планку в 25 ГВт к 2025 г.

Датский проект, известный как «Thor», рассчитан на 800 – 1000 МВт и будет расположен примерно в 20 км (12 милях) от западного побережья Дании в Северном море. «Total» также планирует нанять несколько человек в Великобритании для работы над проектами с фиксирующимися на дне ветряками и плавучими морскими ветроустановками в стране и за рубежом. В прошлом году гендиректор Патрик Пуйянне заявил, что компания планирует принять участие в предстоящем аукционе по оффшорным ветроустановкам в Шотландии.

https://novostienergetiki.ru/francuzskij-neftyanoj-gigant-total-nanimaet-komandu-dlya-proektov-morskix-vetroustanovok/

«Хевел» построила крупнейшую в России СЭС с накопителем энергии.

Группа компаний «Хевел» завершила в Бурзянском районе Республики Башкортостан строительство крупнейшей в России солнечной электростанции (СЭС) с промышленными накопителями энергии. Бурзянская СЭС суммарной мощностью 10 МВт оснащена системой накопления электроэнергии общей ёмкостью 8 МВт·ч. Объект генерации полностью автоматизирован и рассчитан на работу, как параллельно с сетью, так и в автономном режиме.

Электроснабжение в Бурзянском районе осуществляется по одноцепной линии электропередачи протяжённостью 100 км (г. Белорецк – с. Старосубхангулово) с тупиковой подстанцией. Новая генерация обеспечит бесперебойное электроснабжение всего района, а в случае аварийного отключения или ремонтных работ на линии электропередачи будет работать в автономном режиме продолжительностью до 6 часов, обеспечивая электроэнергией больницы, школы, детские сады и другие социальные объекты.

«Это уникальный не только для России, но и для Европы проект – промышленные накопители такой ёмкости в сопряженной работе с солнечной генерацией используются впервые. Мы обеспечиваем 80 % резервирование мощности генерации и одновременно решаем проблему надёжности электроснабжения конкретного района», – отметил генеральный директор группы компаний «Хевел» Игорь Шахрай.

Компания также планирует построить в Башкортостане ещё четыре СЭС совокупной установленной мощностью 100 МВт в Хайбуллинском и Куюргазинском районах.

https://www.eprussia.ru/news/base/2020/2700141.htm

Оффшорные ветростанции могут обеспечить энергией побережье Китая.

Определены потенциальные местоположения морских ветростанций вдоль побережья Китая, которые смогут снять зависимость прибрежных развивающихся территорий от удалённых ветропарков на материке. Согласно результатам исследования, опубликованного в журнале Science Advances, в зависимости от экономики проектов оффшорные ветропарки способны обеспечить от 36 % до 200 % энергопотребности прибрежных городов.

Китай, где за последние 20 лет ветроэнергетическая мощность увеличена с 0,3 ГВт до 161 ГВт, обязался обеспечить себя «зелёной» электроэнергией на 20 % к 2030 г. согласно Парижскому соглашению. Сейчас страна собирается удвоить это обязательство и достигнуть 40 %-ной доли ВИЭ в энергобалансе к следующему десятилетию. Энергия ветра имеет решающее значение для достижения этой цели. Но в последние годы рост ветроэнергетики замедлился.

Густонаселенные прибрежные провинции, включая Гуандун и Цзянсу, потребляют около 80 % всей электроэнергии страны, но большая доля «зелёной» энергии поступает от наземных ветростанций из таких областей страны, как Внутренняя Монголия, на расстоянии более тысячи миль от большинства крупных городов. Кроме того, часть энергии ветра из этих регионов не используется: около 16 % ветровой мощности было потрачено впустую в период между 2010 и 2016 гг. и стоило более $1,2 млрд.

Исследование Гарвардской школы инженерных и прикладных наук им. Джона А. Полсона (SEAS) и Университета науки и технологии Хуажонг в Китае показывает, что решить проблему можно за счёт оффшорных ветроэлектростанций. «Китай обладает огромным ветровым потенциалом, который можно развивать, доставляя энергию на берег в прибрежные провинции по ценам, конкурентоспособным с существующими угольными электростанциями», – пояснил профессор экологических исследований в SEAS Майкл МакЭлрой.

Чтобы рассчитать мощность и стоимость морских ветров в Китае, исследователи сначала определили регионы, где могут быть построены морские ветряные электростанции, за исключением зон отгрузки, экологически охраняемых районов и участков с глубиной более 60 м. Они рассчитали также скорость ветра в этих районах и часовую мощность для каждой из турбин. Как оказалось, суммарная потенциальная энергия ветра от ветряных электростанций, построенных вдоль побережья Китая, в 5,4 раза превышает текущую потребность в энергии в прибрежных районах.

Исследователи также уверяют, что эта мощность будет экономически эффективной, учитывая, что дорогостоящие оффшорные ветряные турбины благодаря технологическим достижениям становятся более доступными. Но даже при высоких ценах на электроэнергию ветер с берега может обеспечить более 1000 ТВт·час, или около 36 % всей потребности в энергии на побережье. Если за счёт удешевления турбин цены на электроэнергию будут более низкими, речь может идти о более 6000 ТВт·час или 200 % общего спроса на энергию в прибрежных городах.

https://www.eprussia.ru/news/base/2020/2620145.htm

В Великобритании запретят отапливать дома углём и сырой древесиной.

Правительство Великобритании намерено запретить торговлю углём и непросушенными дровами для топки каминов и печей с 2021 г. в рамках борьбы с загрязнением воздуха, сообщает Daily Mail. Издание отмечает, что под запрет попадут только продажа и продвижение на рынке двух вышеупомянутых видов товаров. Британцы после 2021 г. по-прежнему смогут хранить у себя дома сырые дрова и уголь, а также сжигать их в печках/каминах, независимо от того, где они получили это топливо, это не будет нарушением закона.

Правительство Британии пошло на такой шаг по причине того, что непросушенные дрова и уголь для каминов являются источниками выбросов токсичного вещества – мелкодисперсной пыли PM2.5. Эта пыль состоит из наномасштабных частиц (они в 28 раз меньше, чем ширина человеческого волоса). Такие частицы попадают в человеческий организм при вдыхании и могут вызывать или усугублять астму, рак легких, сердечнососудистые заболевания и другие недуги.

Вместе с тем, отмечает Daily Mail, этот запрет затронет порядка 2,5 млн. домохозяйств в Великобритании, в которых есть камины или дровяные печки. В результате запрета на продажу угля и сырых дров владельцам каминов и печек придется перейти на более дорогие альтернативы – сухие дрова или бездымный уголь. Издание сообщает, что в Великобритании ежегодно продается около 2,5 млн. тонн дров, из которых 90 % являются сырой древесиной. Кроме того, ежегодно жители Соединенного Королевства сжигают в своих домах примерно 350 тыс. тонн угля.

В непросушенных дровах содержание жидкости превышает 20 %, из-за этого при горении они выделяют больше дыма и частиц PM2.5, чем сухая древесина. Министерство окружающей среды, продовольствия и сельского хозяйства Великобритании объявило, что к 2023 г. в королевстве будет введён запрет на продажу сырой древесины и угля для домашних печей и каминов. Как сообщает газета Independent, такие меры направлены на сокращение объёма токсичных частиц пыли PM2.5 в атмосфере.

В министерстве заявили, что продажа сырых дров и угля начнёт сокращаться с февраля 2021 г. Предполагается, что владельцы каминов и печей постепенно начнут переходить на альтернативные источники отопления – сухие дрова и на твёрдое экотопливо. Уже в 2023 г. в стране будет введён запрет на продажу угля и сырых дров.

«Благодаря переходу на более экологически чистое топливо, мы сможем внести свой вклад в улучшение здоровья миллионов людей», – сказал глава экологического ведомства Великобритании Джордж Юстис.

Частицы PM2.5 – это продукты горения и эмиссий, обладающие токсичным эффектом. В рамках программы «Чистый ноль» правительство Великобритании приняло решение начать борьбу с распространением этих частиц и свести выбросы парниковых газов в стране почти до нуля к 2050 г. В частности, предполагается, что к 2035 г. все новые автомобили в стране будут иметь электродвигатели, а отопление в домах будет осуществляться без использования угля.

https://www.eprussia.ru/news/base/2020/2612804.htm

Найден способ получать электроэнергию из воздуха.

Уже многие годы учёные ломают умы над тем, как с максимальной эффективностью получать энергию из альтернативных источников. Исследователям из MIT удалось создать технологию, позволяющую генерировать электрический ток буквально из воздуха. Предложенная инженерами установка Air-gen представляет собой массив из специально разработанных белковых нанопроволок. Установленные в пневматический генератор нанопровода в виде плёнки имеют толщину менее 10 микрон. Электрический ток же генерируется водяным паром, который присутствует в любом помещении независимо от уровня влажности.

«Нам удалось производить электричество прямо из воздуха. Air-gen способен генерировать энергию 24 часа в сутки, семь дней в неделю. Пожалуй, это самое неординарное и захватывающее применение белковых нанопроводов в истории науки», – отметил Цзюнь Яо, соавтор исследования. Инженеры заверяют, что использование такой установки допустимо в любых точках Земли, независимо от уровня влажности. Разместить подобный генератор можно даже в пустыне Сахара, поскольку тончайшие нанопровода способны преобразовывать в пар содержащуюся в воздухе влагу с любой концентрацией.

Эффективность уже созданного прототипа такого генератора составляет 40 милливатт на один квадратный сантиметр при напряжении в 0,5 В. Примечательно, что такие показатели актуальны даже при влажности воздуха всего в 20 %. Максимальная же эффективность созданной плёнки отмечена при толщине слоя белковых волокон в 14 микрометров. Полная регенерация установки происходит за пять часов, после чего её эффективность восстанавливается до прежнего уровня. По мнению учёных, дальнейшие исследования позволят повысить эффективность данного метода.

Источник: arstechnica.com

https://4pda.ru/2020/02/23/368074/

Французский стартап решит проблему автономности электрокаров.

Один из недостатков экологичного транспорта – сравнительно небольшая дальность поездки без «дозаправки». Французский стартап EP Tender предложил оригинальное решение этой проблемы, не связанное с изменением конструкции самих автомобилей. Многие покупатели электрических автомобилей сталкиваются с простым выбором: либо купить машину с ёмким аккумулятором, но дороже, либо сэкономить на автономности. Французский стартап EP Tender заявляет, что избавит покупателей от дилеммы.

Идея заключается в создании компактного прицепа с интегрированным аккумулятором на 60 кВт·ч, который будет прицепляться к электрокару вместо зарядного устройства. Его заряда, по расчётам разработчиков, хватит, чтобы добраться до пункта назначения или до следующей станции обслуживания. Заодно такой подход сэкономит водителям время, затрачиваемое на традиционную «заправку» транспортного средства.

В настоящее время есть проблема совместимости «пауэрбанка» с некоторыми моделями электрокаров, но после 2022 г. ситуация должна измениться. EP Tender уже ведёт переговоры с Renault и PSA Group во Франции о заводской установке универсальных разъёмов на все автомобили. Текущая цена переходника составляет 600 евро. Компания прогнозирует, что максимальная стоимость аренды прицепа за €100 000 составит около €34. Согласно бизнес-плану, EP Tender планирует уже в 2024 г. получить первую прибыль, когда 60 000 клиентов арендуют 4150 трейлеров.

Источник: europe.autonews.com

https://4pda.ru/2020/02/22/368300/