Рост энергоэффективности процессов производства электроэнергии оказал влияние на снижение выбросов парниковых газов.

Появление положительной динамики по снижению антропогенного воздействия электроэнергетической отрасли и снижения выбросов парниковых газов обусловлено улучшением энергоэффективности процессов производства электрической энергии, ростом коэффициента использования топлива в отрасли и снижением удельных расходов условного топлива на отпуск энергии.

Об этом заявил заместитель директора Департамента развития электроэнергетики Минэнерго РФ Пётр Бобылев в ходе совместного заседания Комитета по природопользованию и экологии, Комитета по энергетической стратегии и развитию топливно-энергетического комплекса (ТЭК) и Комитета по транспорту и экспедированию Торгово-промышленной палаты РФ. Тематика совместного заседания комитетов – «Последствия принятия Парижского соглашения для российской экономики, краткосрочные тренды и долгосрочные перспективы».

В своём выступлении Пётр Бобылев сообщил, что по итогам 2019 г. выработка электрической энергии в России достигла уровня в 1,096 трлн. киловатт-часов, стабильно увеличиваясь от года к году. Доля использования первичных углеводородов в целом и угля, в частности, в общей структуре производства электроэнергии практически неизменна с 2014 г., при этом выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от тепловых электрических станций снизились на 19,6 %, а выбросы парниковых газов – на 6,5 %. По его словам, по итогам 2019 г. удельный расход условного топлива на отпуск электрической энергии в России составил 306,2 грамма на киловатт-час против 309,8 грамма в 2018 г.

«Если посмотреть динамику, то от 2012 г. мы снизили удельные расходы на 7 %, а от 2010 г. – на 8,4 %. В соответствии с государственной программой «Развитие энергетики», к 2024 г. мы должны достигнуть общеотраслевого показателя в 285,4 грамма на киловатт-час, что снизит удельные расходы топлива ещё на 6,8 % от достигнутого на сегодня уровня и бесспорно позитивно повлияет на дальнейшее снижение выбросов в атмосферу от тепловых электрических станций», – подчеркнул Пётр Бобылев. Он также отметил, что Минэнерго России уделяет особое внимание, как снижению негативного воздействия ТЭК на окружающую среду, так и выполнению всех взятых на себя обязательств в рамках климатической повестки.

https://www.eprussia.ru/news/base/2020/753641.htm

Красное море оказалось мощным природным источником парниковых газов.

Учёные определили, что углеводородные газы со дна Красного моря загрязняют атмосферу со скоростью, эквивалентной выбросам крупных стран-экспортеров ископаемого топлива. Впервые на сверхвысокое содержание этана и пропана в воздухе над северной частью Красного моря обратила внимание экспедиция из Химического института Макса Планка в 2017 г. Даже с учётом антропогенных выбросов нефтедобывающего региона концентрация париковых газов оказалась в 40 раз выше прогнозируемых.

Как выяснилось в ходе двухлетних исследований, газы просачиваются из подземных природных углеводородных резервуаров в воду, которая окружает морские курорты и порты нескольких стран, включая Египет, Израиль, Иорданию и Саудовскую Аравию. Затем они смешиваются с выбросами от промышленного судоходства и превращаются в загрязнители, которые очень вредны для здоровья человека.

«Я должен признать, что сам был удивлен этими результатами», – сообщил  руководитель исследований Ефстратиос Бурсукидис (Efstratios Boursoukidis). По подсчётам учёных, уровень утечки этана и пропана был сопоставим по величине с показателями нескольких стран-экспортеров углеводородов, таких как Объединённые Арабские Эмираты или Кувейт.

Обнаруженные исследователями выбросы приводят к появлению атмосферного метана – парникового газа. Кроме того, из-за большого количества транспортных контейнеров, проходящих через одну из самых оживлённых судоходных транспортных магистралей мира, воздух загрязняет закись азота, которая содержится в выбросах судовых двигателей.

https://www.eprussia.ru/news/base/2020/709364.htm

Девять из десяти крупнейших поставщиков солнечных элементов родом из Китая.

Компания PV InfoLink, занятая исследованием мирового рынка фотоэлектрических систем, опубликовала отчёт за 2019 г. с рейтингом поставщиков, согласно которому, девять из десяти крупнейших поставщиков солнечных элементов родом из Китая. Лидерство среди производителей моно- и мультикристалличеких кремниевых солнечных ячеек на мировом рынке удержала китайская Jinko Solar. В 2019 г. компания продала панели суммарной мощностью 14 ГВт против 11 ГВт в 2018 г. При этом в рейтинге не учтены объёмы производства солнечных ячеек, которые были поставлены на собственные заводы вертикально-интегрированными компаниями, какой является Jinko Solar.

Идущие на втором и третьем местах JA Solar и Trina поставили на рынок по 10 ГВт солнечных модулей каждая. В первую десятку также попали Longi, Canadian Solar, Hanwha Q Cells, Risen, Suntech, Astronergy, and Talesun. За исключением Hanwha Q Cells, в топ-10 вошли только китайские производители. Hanwha Q Cells – международная корпорация со штаб-квартирой в южнокорейском Сеуле и центром технологий и инноваций в Германии.

По объёмам экспорта первые пять мест заняли Jinko, JA Solar, Canadian Solar, Trina и Risen. Вместе они экспортировали из Китая 33 – 34 ГВт модулей. Всего компании из первой десятки продали в 2019 г. 80 ГВт солнечных модулей, что соответствует 65,4 % мирового рынка. Общий объём продаж в мире составил 121,4 ГВт. Можно предположить, что примерно на такую же величину в прошлом году выросла солнечная энергетика, говорится в отчёте. PV InfoLink отмечает, что в 2020 г. мощности по производству солнечных элементов могут увеличиться ещё на 60 ГВт, что косвенно свидетельствует о колоссальном потенциале роста солнечной энергетики.

https://www.eprussia.ru/news/base/2020/708540.htm

Первая в России промышленная 5G-сеть запущена на заводе «КАМАЗ».

Российские пользователи всё ещё ждут запуска 5G-сетей, а вот предприятия уже получили доступ к мобильному интернету пятого поколения. В рамках национальной программы «Цифровая экономика РФ», нацеленной на оптимизацию процессов производства во всех отраслях промышленности с помощью передовых технологий, на заводе «КАМАЗ» состоялся запуск первой в России частной сети 5G.

Первый этап развёртывания 5G на предприятии в Набережных Челнах включил в себя внедрение систем видеонаблюдения и групповой связи, защищённый доступ к локальным информационным ресурсам, а также решение виртуальной и дополненной реальности для удалённого обучения персонала.

Первую в России промышленную 5G-зону частной сети LTE развернула компания МТС с применением оборудования Ericsson. В ходе тестирования скоростей передачи данных использовалось 5G-устройство от Sony, поддерживающее частоты миллиметрового диапазона. На устройство было установлено совместимое с сервером клиентское ПО Qualcomm. Во время тестирования была достигнута требуемая скорость передачи данных – 870 Мбит/с.

«Наша компания сегодня находится на новом этапе развития, предполагающем применение инновационных решений и создание высокотехнологичной продукции. «КАМАЗ» ведёт серьёзную работу в сфере цифрового производства и разработки беспилотной автотехники. И в этом сложном процессе весьма своевременно и востребовано содействие лидеров рынка информационно-коммуникационных и цифровых технологий», – отметил заместитель генерального директора, директор по развитию ПАО «КАМАЗ» Ирек Гумеров. Ранее «КАМАЗ» представила самоуправляемый грузовик будущего и протестировала беспилотный автомобиль, подключённый к 5G.

Источник: 4pda.ru

https://4pda.ru/2020/02/02/367096/

В России установлен первый столб умного города Smart City Pole.

Шведская компания Ericsson и мобильный оператор МТС объявили об установке и начале эксплуатации первой в России опоры Smart City Pole. Это многофункциональное устройство, созданное для развёртывания решений интернета вещей для системы умного города. С его помощью уже осуществляется экологический мониторинг и «умная парковка».

Первая опора Smart City Pole установлена в технопарке «Иннополис» в Республике Татарстан. Она выполнена в виде мачты уличного освещения, внутри которой может быть установлено самое разное высокотехнологичное оборудование: станция 5G, точка доступа Wi-Fi, видеомониторы, камеры и всевозможные сенсоры для различных решений умного города. Есть возможность оснастить конструкцию розетками для зарядки электромобилей и гаджетов, а также кнопкой экстренного вызова.

«Инновационное решение Smart City Pole может прийти на смену целому «зоопарку» антенно-мачтовых сооружений у операторов связи. За счёт возможности размещения различного оборудования внутри опоры и маскировки антенн, эта конструкция имеет привлекательный эстетичный вид. Мы рассчитываем, что установка подобных опор в крупных российских городах улучшит их архитектурный облик, придаст дополнительный импульс реализации проектов «умного города» и развёртыванию сетей LTE и 5G», – отмечает вице-президент МТС по региональному развитию Игорь Егоров.

На основе новой конструкции уже удалось в режиме реального времени реализовать экологический мониторинг, который анализирует информацию о температуре, влажности, атмосферном давлении, количестве углекислого газа и оксида азота, а также уровнях шума и ультразвука. Кроме того, Smart City Pole в «Иннополисе» предоставляет водителям информацию о свободных парковочных местах.

«При развёртывании решений с поддержкой технологий 5G для умного города необходимо применять новый подход – эффективный, экологичный и учитывающий особенности архитектуры. Городским администрациям, компаниям и пользователям нужны эстетичные решения, способные улучшить качество жизни всех горожан. Ericsson Smart Pole соответствует этим требованиям», – комментирует президент компании Ericsson в России Себастиан Толстой. На 2020 г. намечено развёртывание подобных сооружений в российских городах-миллионниках.

Источник: ericsson.com

https://4pda.ru/2020/02/02/367104/

«ФСК ЕЭС» утвердила стандарты производства типовых шкафов РЗА и АСУ ТП.

Компания «ФСК ЕЭС» ввела в действие пакет основополагающих документов в области построения типовых комплексов релейной защиты и автоматики (РЗА) и автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУ ТП) – 22 новых стандарта организации. Подобная нормативно-техническая база создаётся в России впервые, её основой является группа международных цифровых стандартов МЭК 61850. В обсуждении проектов документов принимали участие производители электротехнического оборудования, представители регуляторов и АО «СО ЕЭС».

Стандарты регламентируют требования к построению типовых шкафов трёх различных архитектур технологических систем (по традиционной схеме и с использованием цифровых протоколов передачи данных). Действие стандартов распространяется на оборудование 6 – 750 кВ, применяемое в магистральных и распределительных сетях. Таким образом, наработанный пакет решений может быть тиражирован в масштабе отрасли.

Использование типовых решений позволяет сформировать единые подходы к выбору состава функций устройств РЗА и АСУ ТП и применению цифровых технологий по международному стандарту МЭК 61850. Производители смогут поставить выпуск электротехнического оборудования «на поток», электросетевые компании – увеличить скорость проектирования и оптимизировать затраты на строительство и реконструкцию энергообъектов.

https://www.eprussia.ru/news/base/2020/472599.htm

Сроки хранения ОЯТ можно будет значительно сократить.

Исследователи из Университета Нортумбрии (Великобритания) нашли способ изменить структуру радиоактивных материалов. Это позволит повысить безопасность и эффективность утилизации отработанного ядерного топлива (ОЯТ) и сократить сроки его хранения. Проблема утилизации ОЯТ состоит в том, что оно сохраняет высокую радиоактивность и выделяет большое количество тепла. Перед переработкой или утилизацией его необходимо погрузить в охлаждающие водоёмы. Например, топливным стержням требуется больше года для охлаждения до такой степени, чтобы их можно было переработать для удаления урановых и плутониевых элементов, которые повторно используются в качестве топлива.

Однако элементы америций, кюрий и нептуний, которые называются второстепенными актинидами, всё ещё присутствуют в ядерных отходах и производят большую часть тепла и радиоактивности. Эти элементы остаются высокоактивными в течение приблизительно 9 000 лет, что усложняет длительное хранение и утилизацию ОЯТ. Если бы эти элементы могли быть удалены, отработанное топливо оставалось бы радиоактивным в течение примерно 300 лет.

Исследователи постарались выяснить, как можно повысить активность триазинов – молекул, которые способны удалять второстепенные актиниды из ОЯТ. Как оказалось, изменения конфигурации алифатических колец (видов связи молекул) резко повышают эффективность триазинов по сравнению с эталонными молекулами. Точные причины этих эффектов были определены на молекулярном уровне с использованием ряда экспериментальных методов.

По словам доктора Фрэнка Льюиса, преподающего на кафедре органической химии факультета прикладных наук Университета Нортумбрии, полученные знания могут проложить путь к рациональному конструированию и модификации триазинов различными способами для более эффективного извлечения америция, кюрия и нептуния из отработанного ядерного топлива. Результаты исследования опубликованы в начале января в авторитетном журнале Chemistry A European Journal и описываются редакторами издания, как имеющие большое значение.

https://www.eprussia.ru/news/base/2020/460741.htm

Нет субсидий – нет роста ветропарков.

Новая материковая ветрогенерация в европейских странах-законодателях «зелёной» моды заметно сократилась в 2019 г. В Германии было введено меньше ветровой мощности, чем 10 лет назад, Дания сократила объёмы ввода в строй новых ветропарков с 275 МВт в 2018 г. до 17 МВт, сообщает портал windpowermonthly.com.

По данным Deutsche Wind Guard, для Германии 1999 г., в котором было построено 1090 МВт новой ветровой генерации, был более активным по сравнению с 2019-м: всего 325 турбин общей мощностью 1078 МВт. Учитывая, что 82 турбины (97 МВт) были выведены из эксплуатации, ветровая мощность Германии выросла в прошлом году на 243 турбины, которые добавили в «зелёную» генерацию 981 МВт. Всего «сухопутный» ветропарк к концу 2019 г. насчитывал 29 456 турбин общей мощностью 53 912 МВт.

Датское энергетическое агентство опубликовало данные за 2019 г., показывающие, что ветропарк страны прирос всего на пять турбин на 17 МВт, что частично компенсировало 6,2 МВт выведенной из эксплуатации ветровой мощности. Таким образом, наземный ветровой флот Дании вырос на 10,8 МВт в 2019 г. по сравнению с 275 МВт в 2018 г.

«Это был нетипичный год, так как он стал первым с тех пор, как фиксированная субсидия для ветряных турбин на суше прекратилась в феврале 2018 г.», – прокомментировал ситуацию Мартин Рисум Бондергаард, глава отдела политики в торговой ассоциации Wind Denmark. Он отметил также, что все пять новых ветряных турбин были установлены без привлечения субсидий, и ассоциация прогнозирует, что с 2020 г. в среднем будет добавляться около 235 МВт новых мощностей каждый год.

Эксперты в Германии связывают провал в ветрогенерации с политикой федерального правительства, которое тормозит развитие этого сектора энергетики и не торопится выдавать разрешения на строительство, ссылаясь на общественные опросы о минимальных расстояниях от ветрогенераторов до жилья. По данным немецкой ветроэнергетической ассоциации Bundesverband Wind Energie (BWE), установки в 2020 г. могут обеспечить 1,4 – 1,8 ГВт, но достижение устойчивой тенденции к росту зависит от того, насколько быстро правительство устранит препятствия для получения разрешения. Кроме того, примерно 4 ГВт ветровой мощности выйдет из 20-летнего периода поддержки, и только часть этих мощностей продолжит экономическую эксплуатацию. Поэтому, если правительство не предпримет действий по оживлению сектора, наземная ветрогенерация начнёт сокращаться.

https://www.eprussia.ru/news/base/2020/386151.htm

Основатель Yota продаст 10 000 электрокаров американской почтовой компании.

Американский сервис экспресс-доставки и логистики UPS заказал 10 тысяч электромобилей у стартапа Arrival, основанного создателем бренда Yota и бывшим главой Минкомсвязи России Денисом Свердловым. Примечательно, что стоимость транспортных средств «специального назначения» оказалась сопоставима с популярными моделями Tesla, а сама сделка оценивается в сумму около полумиллиарда евро.

По данным британской газеты The Guardian, предположительная сумма контракта, который в ближайшее время планируют заключить UPS и разрабатывающая электромобили Arrival, основателем которой стал Денис Свердлов, может варьироваться от €400 миллионов до €600 миллионов. Известно, что UPS хочет закупить 10 тысяч машин. Таким образом, стоимость каждого электромобиля составит от €40 тысяч до €60 тысяч в зависимости от комплектации. Начало поставок запланировано на 2020 г.

Для сравнения, уже поставленный на конвейер автомобиль Tesla Model 3 при этом стоит $40 000. Тем не менее представители UPS отметили, что предложенные британским стартапом электромобили интересны как дизайном, так и технологиями, которые применяются при их изготовлении. По предварительным данным, дальность пробега одного фургона Arrival на электрической тяге составит 480 км, а стоимость обслуживания второго поколения электромобилей компании обойдётся на 50 % дешевле предшественников.

Поставки первой партии из 10 тысяч автомобилей будут осуществляться вплоть до 2024 г. Цель UPS – полностью перейти на транспорт с нулевыми выбросами, а сотрудничество с Arrival в компании назвали возможностью «повлиять на разработку дизайна и построение передовых электромобилей по доставке грузов».

Основанная в 2015-м компания Arrival разрабатывает собственные электродвигатели, прочие компоненты и программное обеспечение для своих электрокаров, а также модульные платформы, по заверению представителей бренда, «переосмысляющие» всю конструкцию и процесс сборки транспортных средств. До того, как Arrival заинтересовались UPS, Hyundai и Kia, единственным инвестором компании был фонд Kinetik, бенефициаром которого и является Денис Свердлов.

Источник: forbes.com

https://4pda.ru/2020/01/30/367252/

Энергетика Шотландии станет полностью «зелёной».

Власти Шотландии объявили о полной готовности перейти на альтернативные источники энергии в 2020 г. – раньше, чем это сделает Великобритания. Об этом сообщила экологическая организация Scotland Renewables. Уже сегодня Шотландия получает 76 % электроэнергии из «чистых» источников. В 2015 г. этот показатель составлял 59 %, в 2017 г. – 68,1 %, в 2018 г. – 74,6 %. Особенно широко в Шотландии используют ветровую энергию, но применяются и другие возобновляемые источники энергии (ВИЭ), включая солнечные, геотермальные, приливные и гидроэлектростанции, а также установки по сжиганию биомассы.

Последняя угольная электростанция в Шотландии была закрыта в 2016 г. Сегодня здесь остался только один работающий источник энергии на основе ископаемого топлива – газовая электростанция в Абердиншире. Правда, Шотландия планирует построить ещё две газовые электростанции.

В первой половине 2019 г. ветряные турбины обеспечивали электроэнергией каждый дом в стране и тысячи домов в Северной Англии, сообщает Всемирный фонд дикой природы. Её единственный крупнейший источник энергии, офшорная ветряная электростанция «Беатрис» способна вырабатывать энергию для 450 тыс. домов. Строительство более крупной Сагрейской ветроэнергетической фермы должно начаться в 2022 г., она обеспечит электричеством 1 млн. домов.

https://www.eprussia.ru/news/base/2020/363134.htm