В Кении запустили крупнейшую в Африке ветряную электростанцию.

В Кении запустили крупнейшую ветряную электростанцию в Африке. Это поможет увеличить производство электроэнергии и достичь к 2020 г. амбициозной цели страны – 100 % экологически чистой энергии, передаёт СМИ. Ветряная электростанция на озере Туркана будет вырабатывать около 310 МВт электроэнергии и увеличит энергоснабжение страны на 13 %, заявил президент страны Ухуру Кеньятта во время запуска проекта в пятницу, 19 июля. «Сегодня мы снова подняли планку для континента, представив крупнейшую в Африке ветряную электростанцию», – сказал Кеньятта. «Кения, несомненно, станет мировым лидером в области возобновляемых источников энергии», – добавил президент.

Согласно заявлению правительства, проект основан на ветряном коридоре Туркана, струйном потоке низкого уровня, исходящем из Индийского океана и дующем круглый год. По словам президента Кеньятты, международный консорциум кредиторов и производителей, в который входит Африканский банк развития, собрал средства для установки 365 ветряных турбин, которые стоят около 700 млн. долларов США, что является крупнейшей частной инвестицией в истории Кении.

В последние годы Кения добилась прогресса в инвестировании в экологические источники энергии. Согласно Глобальному отчёту о состоянии возобновляемых источников энергии за 2018 г., страна занимает девятое место в мире по мощности геотермальной энергетики, которая достигает 700 МВт. Около 70 % национального электричества Кении поступает из возобновляемых источников, таких как гидроэнергетика и геотермальная энергия.

Ветряная электростанция на озере Туркана в Кении – не единственный существующий проект ветроэнергетики на континенте. В Африке ветряные электростанции функционируют в Марокко, Эфиопии и Южной Африке. В Южной Африке энергия ветра уже используется больше электричества. Имея пять ветряных электростанций, страна добавила в национальную сеть общую мощность 645,71 МВт. В Эфиопии две её ветряные электростанции производят 324 МВт общей вырабатываемой в стране электроэнергии мощностью 4180 МВт.

https://www.eprussia.ru/news/base/2019/3765324.htm

В России разочаровались в электромобилях.

Власти существенно скорректировали стратегию развития национального автопрома. Риторика правительства России относительно внедрения электрокаров в стране изменилась: если ранее они были в приоритете, как во многих других странах, то теперь чиновники не видят в этом экономического смысла. Замминистра Минпромторга Александр Морозов поставил под сомнение ближайшие перспективы широкого внедрения электрокаров в России, призвав в первую очередь развивать производство транспорта на природном газе, поскольку он на 30 % менее энергозатратен. Не будет правительство больше вводить и «нулевые» таможенные пошлины для электрокаров, выяснили «Известия». Эксперты соглашаются, что этот вид транспорта пока не может быть приоритетом для страны.

Потеря энергии на тепло.

Вопрос экологии автотранспорта при решении экологических проблем поднимался в Госдуме. Замминистра Минпромторга Александр Морозов высказался за смещения экологических приоритетов в автопроме в пользу автомобилей на газомоторном топливе, а не электромобилей, как это решили для себя страны Евросоюза, США, Китай и Япония.

«Когда мы с вами рассуждаем об электротранспорте, мы должны понимать, что в мегаполисе это означает производство электроэнергии где-то рядом: в Подмосковье либо прямо в Москве. Но законы физики таковы, что, если ты ездишь на электромобиле такой чистый, без отходов, это не значит, что их нет», – рассказал Морозов. В качестве авторитетного примера замминистра привел результаты исследования двух немецких институтов, которые показали, что энергетическая эффективность автомобилей на газомоторном топливе существенно выше, чем у электрокара.

«Немцы сделали допущение, что электроэнергия для электромобиля выработана ТЭЦ на природном газе, после этого её подали в сеть, она пробежала по проводам, накопилась в аккумуляторе зарядной станции, а это очень мощный и очень дорогой аккумулятор в плане утилизации. И только после этого электроэнергия передалась в аккумулятор электромобиля, который тоже очень опасен для утилизации. Затем автомобиль двигается и расходует энергию, часть её идёт на выделение тепла. Так вот в этих условиях эффективность электромобиля по сравнению с газомоторным ниже на 28 % – это собственно то тепло, которое выделялось в электросетях, а потом в самом электромобиле», – рассказал Морозов.

По словам чиновника, немецкие учёные не считали количество опасных отходов, которое сформировалось в результате производства и утилизации электрических батарей, поскольку отработанные аккумуляторы электрокаров Европы утилизирует Китай. В качестве дополнительного аргумента в пользу внедрения автомобилей на газомоторном топливе, по мнению Морозова, служит то, что современные автомобили на газе без сложных доработок уже соответствуют экологическим требованиям стандарта «Евро-6».

https://auto.mail.ru/article/73726-v_rossii_razocharovalis_v_elektromobilyah/

Учёные из Ирландии разработали модель, имитирующую работу электростанций по всему миру.

Исследователи из университетского колледжа Корка в Ирландии разработали модель, отражающую почасовую выработку энергии и масштаб выбросов электростанций разного типа на глобальном уровне, сообщает издание Power Engineering International.

Новая модель, получившая название PLEXOS World, охватывает 30 тыс. электростанций в 164 странах мира и работает на основе информации о более 100 млн. наблюдений, полученных на основе статистики Института мировых ресурсов. Модель использует почасовые данные о ветряной и солнечной энергии, а также динамике региональных цен на ископаемое топливо. Результирующие показатели можно визуализировать на глобальном или региональном уровне и представлять в разных временных масштабах.

Разработанный инструмент предназначен для учёных и специалистов энергетического сектора и является бесплатным при использовании в исследовательских целях. Он позволяет не только получить информацию о текущем уровне выработки энергии и выбросов в необходимом диапазоне географических и временных характеристик, но и оценить потенциальный спрос и затраты на производство электроэнергии за счёт изменения входных параметров.

https://www.ruscable.ru/news/2019/07/18/Uchenye_iz_Irlandii_razrabotali_modely_imitiruusch/

В России уже в 2024 году может появиться уникальный водородный трамвай.

По сообщению советника директора – начальника службы технической политики компании «Горэлектротранс» Сергея Китаева, компания из Санкт-Петербурга планирует в 2024 г. введение в массовую эксплуатацию энергосберегающих трамваев на водородных топливных элементах. При этом отмечено, что для эксплуатации трамвая на водородном топливе не нужна дорогостоящая контактная сеть.

Со слов Сергея Китаева, введение энергосберегающих трамваев на водородных топливных элементах в массовую эксплуатацию может произойти уже через 5 лет. Сегодня обсуждают применение подобных трамваев на будущих перспективных маршрутах, которые свяжут центр Петербурга с пригородом, как Кудрово или Красное Село. Как ожидают, в нынешнем сентябре «Горэлектротранс» займётся ходовыми испытаниями тестовой модели трамвая на действующих сетях в Московском районе без пассажиров.

Трамвай с заводским электродвигателем оснащён автономным источником питания – топливным элементом – устройством, работающим на взаимодействии водорода с воздухом. Так образуется электрический ток, приводящий в движение транспорт. Для эксплуатации трамвая на водородном топливе не нужна дорогостоящая контактная сеть.

Этот проект разрабатывается специалистами «Горэлектротранс» и Центрального научно-исследовательского института судовой электротехники и технологии. Совместную разработку стороны начали в 2016 г., а сборка опытного образца произошла в нынешнем феврале. В прошлом месяце идею проекта испытательной модели водородного трамвая поддержал врио губернатора Санкт-Петербурга Александр Беглов. Презентация испытательной модели прошла 18 июля в Трамвайном парке № 1, где производилась её сборка.

https://novostienergetiki.ru/v-rossii-uzhe-v-2024-godu-mozhet-poyavitsya-unikalnyj-vodorodnyj-tramvaj/

Новая техника синтеза кристаллов повысит качество перовскитных солнечных батарей.

Исследователи из Научно-технологического университета им. короля Абдаллы (KAUST) разработали новый метод синтеза, генерирующий однородные, лишенные дефектов кристаллы, способные ускорить вывод на рынок перовскитных солнечных батарей. Производительность и стабильность установок зависят от морфологии перовскитных пленок, действующих как светособирающий слой. В современных солнечных батареях они обычно имеют поликристаллическую, неупорядоченную структуру с дефектами, ухудшающими оптические характеристики. Специалисты из KAUST нашли способ решить эту проблему, сообщает phys.org. Выводы исследования представлены в ACS Energy Letters.

«Перовскитные батареи – самая быстроразвивающаяся фотоэлектрическая технология. Эффективность преобразования энергии за 10 лет (2009 – 2019 гг.) выросла с 3,8 % до 24,2 % у устройств с одним переходом», – сказал Осман Бакр, руководивший проектом с Омаром Мохаммедом.

Такая скорость улучшения связана с недорогим и простым производством. Гибридные свинцовые перовскиты, сочетающие метиламмониевый катион с несколькими галоидами, вроде анионных форм брома и йода, имеют узкую, настраиваемую оптическую запрещённую зону. Она почти соответствует теоретическому значению, необходимому для достижения максимальной эффективности преобразования в батареях с одним переходом.

Учёные из KAUST разработали метод изготовления монокристаллических плёнок из метиламмониевых свинцово-трехйодистых перовскитов. Кристаллизация начинается между двумя поверхностями с полимерным покрытием. Они физически ограничивают рост структуры в одном направлении при нагреве. В сравнении с поликристаллическими, такие перовскиты имеют меньшую плотность дефектов и значительно большую длину диффузии переносчиков зарядов.

«Технология позволяет системе преодолеть существующие барьеры и приблизиться к теоретическому пределу эффективности», – сказал Мохаммед.

Кристаллы, толщиной 20 мкм и площадью поверхности несколько квадратных сантиметров обеспечивают преобразование 21,09 % света. Это новый рекорд для монокристаллических перовскитных батарей.

https://www.ruscable.ru/news/2019/07/17/Novaya_texnika_sinteza_kristallov_povysit_kachestv/

В России создали программу, в разы снижающую затраты на проектирование ветроустановок.

Учёные Южно-Уральского государственного университета (ЮУрГУ) создали и запатентовали программное обеспечение, которое позволяет усовершенствовать энергоустановки для малой и альтернативной энергетики с помощью создания их цифровых двойников. Разработка позволит в десятки раз снизить затраты на проектирование и испытания таких энергоустановок, а также повысит их эффективность, сообщила в среду пресс-служба Министерства науки и высшего образования РФ.

«Учёные ЮУрГУ создали и запатентовали уникальную программу, которая позволяет совершенствовать энергоустановки для малой и альтернативной энергетики путём создания их цифровых двойников. Разработка найдёт применение при совершенствовании гибридных ветроэнергетических установок, в военной и гражданской технике, при создании насосных и компрессорных установок, транспортных средств и другой техники, имеющей двигатель внутреннего сгорания», – говорится в сообщении.

Энергетическая установка представляют собой комплекс взаимосвязанного оборудования и сооружений для производства, передачи, накопления, распределения или потребления энергии. Она используется в промышленности, сельском хозяйстве, для отопления и снабжения электроэнергией населённых пунктов, в частности тех, что расположены в северных регионах России, где температура в зимний период опускается до –50°С и ниже.

Разработанное в ЮУрГУ программное обеспечение по функциональным возможностям не уступает зарубежным аналогам, но является более гибким: в математические модели компонентов можно внести изменения на всех этапах создания цифрового двойника. Так, виртуальную установку можно создать мышкой на экране компьютера из определённого набора компонентов. Затем на полученной модели можно проводить расчётные эксперименты и подбирать оптимальные конструктивные характеристики.

«Особое внимание специалисты уделяют увеличению количества тепловой энергии, утилизируемой от двигателя. Коэффициент полезного действия поршневого двигателя не превышает 40 – 45 %, остальная часть энергии (60 % и более) безвозвратно теряется в окружающую среду. Оптимизируя с помощью имитационной модели конструктивные характеристики и параметры работы двигателя, можно утилизировать большую часть вырабатываемой энергии, чтобы в дальнейшем её использовать, например, для отопления зданий», – говорится в сообщении.

В итоге, цифровой двойник энергетической установки, созданный на базе программы ученых ЮУрГУ, как ожидается, позволит в десятки раз снизить финансовые затраты на проектирование и испытания таких энергоустановок, а также существенно повысит их эффективность.

https://www.ruscable.ru/news/2019/07/17/V_Rossii_sozdali_programmu_v_razy_snizhauschuu_zat/

Власти оценивают инвестиции в зелёную энергетику до 400 млрд. рублей.

Правительство РФ намерено установить потолок инвестиций в новую программу зелёной энергетики на 2025 – 2035 гг. Он составит до 400 млрд. рублей. Решение было принято на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака, сообщают СМИ. Ожидается, что такой потолок инвестиций не приведёт к росту цен на оптовом энергорынке выше инфляции. Эксперты считают, что на эти средства можно построить 6 – 8 ГВт новой зелёной мощности.

https://www.eprussia.ru/news/base/2019/3257668.htm

Плавучие солнечные панели укрепляют свои позиции на рынке чистой энергии.

Плавучие солнечные панели попали в поле зрения экспертов ещё в 2011 г., когда французская фирма Ciel & Terre разработала свой первый «поплавок» – систему Hydrelio Floating PV, отмечает сайт EVWind. Плавучий остров-панель оказался востребованным на рынке чистой энергии, многие страны взяли этот метод получения электроэнергии на вооружение. Например, в Чили, где добыча полезных ископаемых требует постоянных затрат энергии и воды: положив солнечную панель на гладь многочисленных озер, правительство удешевило добычу ископаемых и снизило углеродный след.

«Плавучие панели-батареи пока что проходят испытания на шахте Лос-Бронкес, поблизости которой создан экспериментальный энергетический остров – проект «Лос Тортолас» финансируется компаниями из Великобритании и США, площадь солнечных батарей составляет пока 112 кв. м», – сообщил чилийский министр горнодобывающей промышленности Бальдо Прокурица. В апреле Тортолас был торжественно открыт, плавучая батарея обошлась в 250 тыс. долларов, но в случае успеха площадь будет расширена до 40 га.

По мнению экспертов, в Чили у солнечной энергетики огромные перспективы. В стране порядка 800 прудов, которые можно использовать для установки плавучих солнечных электростанций (СЭС). По задумке инженеров, батарею-поплавок помещают в центр водного массива, который используется для хранения «хвостов» (отходов от добычи полезных ископаемых). Таким образом достигается тройная польза:

  • тень снижает температуру воды пруда;
  • испарение воды снижается на 80 %;
  • производство удешевляется многократно, работая на энергии солнца.

Экологи аплодируют такому плану, ведь в шахте остается куда больше воды для естественного баланса, такой подход способен уменьшить региональный расход и без того дефицитной пресной воды. С помощью этой системы Чили рационализирует потребление свежей воды в соответствии с поставленной целью усовершенствования процесса добычи полезных ископаемых и сокращения потребления пресной воды на 50 % к 2030 г. Углеродный след автоматически снижается тоже за счёт производства экологически чистой энергии.

Чили постепенно наращивает долю чистой энергии.

Шахта Лос-Бронкес расположена в 65 км от столицы Чили на высоте 3,5 км над уровнем моря. Почти 20 % энергии, которая производится и используется в латиноамериканской стране в 2019 г. – чистая. В 2013 г. показатель был равен всего шести процентам, что демонстрирует уверенный рост доли зелёной энергетики в народном хозяйстве страны и её приверженность целям Парижского климатического соглашения (2015 г.).

Разработки инженеров из Ciel & Terre, а также финансовая помощь дали Чили возможность расширить горизонты энергетического рынка и вырваться из порочного круга, в котором электроэнергию получают путём сжигания полезных ископаемых. Плавучие солнечные панели просты в монтаже, техобслуживании и управлении. Термопластик высокой плотности, установленный под углом 12 градусов, полностью экологичен и пригоден для вторичной переработки. Плавучая СЭС не вредит природе, экономически выгодна и гибка в настройках. По словам чилийских инженеров, это простая и доступная альтернатива наземным объектам солнечной энергетики. Это идеальный вариант для водоёмких отраслей промышленности, ограниченных в потреблении воды или земельных площадях.

https://www.ruscable.ru/news/2019/07/12/Plavuchie_solnechnye_paneli_ukreplyaut_svoi_pozits/

Ветропарк под Калининградом признан лучшим в России.

Ушаковская ветроэлектростанция победила в категории «Лучший проект в сфере развития генерации на основе возобновляемых источников энергии» Всероссийского конкурса лучших природоохранных практик «Надёжный партнер – Экология». Участие в конкурсе приняли более 100 организаций со всей России. Лучших выбирали в 20 различных номинациях. На онлайн площадке конкурса свои голоса лучшим проектам отдали 9000 человек.

«Калининградская генерирующая компания» (дочерняя организация «Россети Янтарь») представила проект строительства Ушаковской ветроэлектростанции. По итогам конкурса он получил наивысшую оценку и стал победителем в категории «Лучший проект в сфере развития генерации на основе возобновляемых источников энергии». Диплом призёра конкурса из рук представителя министерства энергетики РФ Виталия Недорезова получила врио генерального директора «Калининградская генерирующая компания» Елена Стельнова. В рамках мероприятия руководитель компании также выступила с докладом об истории создания Ушаковской ветроэлектростанции.

«Эта награда очень ценна для нашей компании, для всех сотрудников и меня лично. Ветер, как неисчерпаемый источник экологически чистой энергии, позволяет решить главную задачу энергетики – обеспечение надёжного электроснабжения и одновременно практически исключить проблему отрасли – негативное влияние на окружающую среду», – отметила Елена Стельнова.

https://www.eprussia.ru/news/base/2019/2898570.htm

Путин вступился за птиц и червей, страдающих от возобновляемой энергетики.

Энергетика на возобновляемых источниках (ВИЭ) оказывает негативное влияние на дикую природу – от ветряков гибнут птицы, а черви вылезают из земли, сообщил президент России Владимир Путин на II Глобальном саммите по производству и индустриализации. Ставку на альтернативные источники энергии он назвал слепой верой в простые, эффектные, но неэффективные решения и сравнил с желанием облачиться в шкуры и переселиться в пещеры.

Экологический след от ветро- и солнечной энергетики несравнимо меньше, чем от генерации на основе угля или газа, говорит директор центра «Новая энергетика» Владимир Сидорович: «Мне неизвестны научные исследования, которые бы описывали, что ветряные станции негативно влияют на червяков или кротов» (о негативном влиянии ветряков на кротов президент говорил в 2010 г. на конференции «Единой России» в Хабаровске).

https://www.eprussia.ru/news/base/2019/2812852.htm