Учёные обнаружили связь между полнолунием и качеством сна.

Тысячелетиями люди верили, что полнолуние оказывает негативное воздействие на человека. И как оказалось, народные поверья возникли вовсе не на пустом месте, а имеют под собой научное обоснование. Исследователи Вашингтонского университета провели масштабное исследование, обнаружив, что фазы Луны оказывают прямое влияние на продолжительность сна человека. Выяснилось, что изменения наблюдаются на протяжении всего 29,5-дневного лунного цикла. Например, перед полнолунием люди ложатся позже и спят при этом меньше. Результаты были подтверждены в ходе экспериментов с участием представителей различных этнических и социальных групп.

В исследовании приняли участие представители коренных общин на севере Аргентины, студенты колледжей в Сиэтле, жители сельской местности, а также обычные горожане. В ходе сбора информации было подтверждено, что естественные циркадные ритмы синхронизированы с фазами лунного цикла.

И хотя общая тенденция ясна, но между группами всё же обнаружились и различия. В зависимости от принадлежности к той или иной группе продолжительность сна испытуемых варьировалась в течение лунного цикла на срок в среднем от 46 до 58 минут, а время засыпания менялось примерно на 30 минут. Чаще всего люди ложились спать позднее за 3-5 дней до наступления полнолуния.

https://4pda.ru/2021/01/31/381250/

Наночастицы помогли создать сверхпрочный металл.

Веками для придания прочности металлу мастера использовали ковку и закаливание. За многие столетия эти методы не претерпели особых изменений. Однако, как оказалось, американские исследователи смогли создать сверхтвёрдый металл при помощи нанотехнологий.

Один из путей улучшения прочности металлических сплавов – разрушение структуры материала за счёт дробления на крошечные составляющие. Процесс повторяется многократно, что и приводит к нужному эффекту. Для этого материал сгибают, скручивают и бьют по нему молотом. Новая работа исследователей из Университета Брауна основана на примерно таком же способе, только с перенесением его в мир наночастиц.

Учёным удалось разбить нанокластеры с образованием сверхтвёрдого металла на макроуровне. Первые результаты подтвердили, что полученный материал в четыре раза прочнее традиционных конструкций. Одна из проблем, с которой столкнулись исследователи, состояла в сложности контроля за размером зерна кластера, однако в ходе экспериментов всё же удалось создать кусочек сплава в форме монетки диаметром в сантиметр.

Металл сделан из наночастиц золота, серебра, палладия и других металлов. Предполагается, что его можно использовать для изготовления высококачественных покрытий, электродов или термоэлектрических генераторов. Пока технологический процесс не налажен, но команда учёных уверена, что можно создать более крупные изделия. Дополнительно указывается, что электропроводность и коэффициент отражения света оказались почти идентичны обычным металлам

https://4pda.ru/2021/01/31/381087/

В Европе возобновляемые источники энергии впервые обошли ископаемое топливо.

Экологическая программа Европейского союза предполагает сокращение выбросов углекислого газа вдвое к 2030 г. Как оказалось, 2020 г. стал переломным, ведь возобновляемые источники энергии впервые обогнали ископаемое топливо по выработке электричества. Лучше всего ситуация с возобновляемыми источниками энергии обстоит в Германии, Испании и Великобритании. Согласно аналитическим данным Ember и Agora Energiewende, в 2020 г. чистая энергетика обеспечила 38 % электричества Европы, в то время как ископаемое топливо снизилось до 37 %. Оставшаяся часть приходится на атомную энергетику.

Подобная динамика отлично вписывается в намерения Евросоюза к 2030 г. снизить выбросы СО2 в два раза по сравнению с 1990 г. и полностью их исключить к 2050 г. Это потребует решительных мер и серьёзных изменений энергетического сектора. Основными источниками возобновляемой энергии остаются ветровые и солнечные электростанции, в то время как гидроэнергетика не демонстрирует тенденций к развитию. При этом за 2020 г. удалось увеличить общее количество выработки чистой энергии на внушительные 10 %.

Также сообщается, что производство угля упало на 20 %, а атомная энергетика сократилась на 10 % за счёт закрытия реакторов в Швеции и Германии. Согласно докладу, этот показатель будет снижаться по мере отказа от атомных электростанций. Эксперты уверяют, что в 2020-м 1 кВт электричества в Европе оказался на 29 % чище, чем в 2015-м.

https://4pda.ru/2021/01/30/381132/

Миллионы умных счётчиков россиян могут признать непригодными.

Умные счётчики упрощают жизнь, поскольку они в автоматическом режиме передают показатели соответствующим органам без участия пользователей. Впрочем, операторы связи предупредили, что миллионам россиян может потребоваться заменить свои нынешние гаджеты, так как в них используется не утверждённый в стране стандарт обмена данными.

Многие современные умные счётчики используют популярный во всём мире стандарт передачи данных интернета вещей NB-IoT (Narrowband Internet of Things). Проблема в том, что он не вошёл в перечень допустимых к использованию в системах и приборах учёта электроэнергии. Об этом сообщили операторы мобильной связи МТС, «МегаФон», «Вымпелком» и Tele2. На данный момент единственным утверждённым Минцифры протоколом передачи данных в системах учёта электроэнергии оказался отечественный NB-Fi – первый российский стандарт интернета вещей, принятый Росстандартом в 2019 г.

Операторы уверяют, что отечественный NB-Fi менее безопасен в сравнении с зарубежными аналогами, так как работает в нелицензируемых частотах. Кроме того, замена существующих счётчиков на новые с поддержкой утверждённого стандарта может привести к повышению цен на электроэнергию. Указывается, что в России используется не менее миллиона умных счётчиков электроэнергии на базе NB-IoT, которые уже обслуживаются крупнейшими операторами. В Минцифры отмечают, что список утверждённых стандартов станет носить исключительно рекомендательный характер, а не будет обязательным к исполнению.

https://4pda.ru/2021/01/25/381062/

Исследователи нашли эффективное решение проблемы вредных выбросов самолётов.

Самолёты ответственны примерно за 2 – 3 % всех выбросов углекислого газа на Земле. Помимо этого они производят оксид азота, считающийся одной из причин развития сердечно-сосудистых заболеваний. Инженеры из Массачусетского технологического института (MIT) придумали, как снизить выбросы на 95 %, что гораздо эффективнее, чем оснащать авиацию электрическими двигателями.

Одна из проблем, с которой столкнулись инженеры MIT, лежит на поверхности. Дело в том, что газовые турбины под крыльями откачивают выхлопные газы из задней части самолёта, а значит, установка дополнительных фильтров серьёзно затруднит тягу. Как оказалось, можно разобраться с выбросами, если поместить газовые турбины в грузовой отсек.

Технология работает следующим образом: газовые турбины приводят в действие генератор, запускающий винты, а выхлопные газы улавливаются системой контроля, размещённой в грузовом отсеке. По словам исследователей, это позволяет очистить воздух перед выбросом в атмосферу. Согласно подсчётам, можно добиться снижения выходной концентрации оксида азота на 95 %, увеличив расход топлива всего на 0,6 %.

«Это было бы во много раз более эффективно, чем появление полностью электрических самолётов. Такая конструкция добавит авиалайнеру лишь несколько сотен килограммов вместо того, чтобы загрузить его тоннами батарей», – заявляют исследователи.

https://4pda.ru/2021/01/24/380854/

Новый автомобильный аккумулятор способен зарядиться за пять минут.

Несмотря на развитие современных технологий, залить бензин в бак автомобиля в десятки раз быстрее, чем зарядить рядовой электрокар. Израильский стартап собирается бросить вызов стереотипам: он представил прототип аккумулятора, на полную зарядку которого требуется всего пять минут.

Даже самые дорогие автомобили на коммерческих зарядных станциях простаивают не меньше часа. Этот фактор остаётся одним из ключевых, влияющих на выбор машины. Многие водители не видят выгоды в покупке электрокаров, поскольку не понимают, где взять лишний час на зарядку. Вполне возможно, решить проблему удастся израильскому стартапу StoreDot, рассказавшему о создании аккумулятора, полная зарядка которого занимает лишь пять минут.

Ячейки были изготовлены китайской компанией EVE Energy и сильно отличаются от традиционных аккумуляторов. Так, вместо графита на аноде располагаются наночастицы металлоида. Инженеры заявляют, что это прорыв: он позволит решить множество проблем, в том числе повысить скорость заряда, увеличить срок службы батарей и сделать их более безопасными.

В настоящий момент в руках StoreDot находится рабочий прототип, а уже в ближайшие годы планируется наладить выпуск ещё более продвинутой батарейки, использующей вместо дорогого германия кремний. Это не только позволит автомобильным аккумуляторам быстро заряжаться, но и существенно снизит их стоимость. Руководство StoreDot заявляет, что к 2025-му появится коммерческая батарейка, которая за пять минут у розетки обеспечит машинам автономность до 150 км.

https://4pda.ru/2021/01/24/380906/

Представлена первая в мире водородная батарея для домашнего использования.

Австралийская компания Lavo представила коммерческий вариант первой в мире домашней водородной аккумуляторной системы, способной хранить до 40 кВт∙ч энергии. Для сравнения, самая продвинутая система аккумуляторов Powerwall 2 от компании Tesla обладает ёмкостью всего 14 кВт∙ч.

Массивный «шкаф» для хранения энергии Lavo основан на водородной технологии, имеет размеры 1680 x 1240 x 400 мм, весит 324 кг и способен служить в качестве большой батарейки без недостатков, присущих нынешним литий-ионным аккумуляторам. По сравнению с Powerwall 2 от Tesla он имеет в три раза более высокую ёмкость в 40 кВт∙ч, однако ограничен выходной мощностью в 5 кВт против 7 кВт у решения американской компании.

По словам производителя, водородный аккумулятор способен обеспечить бесперебойное питание дома в течение двух суток. Устройство подключается к гибридному солнечному инвертору и водопроводу. После этого оно будет использовать избыточную энергию для электролиза воды, выделения кислорода и хранения водорода. Утверждается, что после покупки и настройки можно будет забыть о проблемах с электричеством на 30 лет, что вдвое превышает показатели для литий-ионных батареек.

Несмотря на кажущиеся преимущества, технология всё же имеет ряд недостатков. Так, слабым местом может оказаться буферная литий-ионная батарейка с выходной мощностью 5 кВт. Кроме того, цена шкафа составит $26 900, что значительно дороже Powerwall 2. Lavo ожидает снижения стоимости до $22 800 к 2022 г. с выходом на международный рынок. Вопросы также вызывает эффективность устройства, поскольку его КПД будет не выше 50 %. В конце концов, водород считается взрывоопасным, хотя производитель уверяет, что технология совершенно безвредна.

https://4pda.ru/2021/01/24/381019/

Mercedes представила свой самый доступный электрический кроссовер.

Немецкий автопроизводитель Mercedes-Benz объявил о выпуске полностью электрического кроссовера EQA 250, который представляет собой практически копию компактного бензинового внедорожника GLA. Это самая доступная модель в семействе электромобилей Mercedes EQ.

Новый EQA 250 – это переднеприводный кроссовер с двигателем мощностью 140 кВт/190 л. с., способный развивать крутящий момент 375 Нм. Базовая версия получит батарею на 66,5 кВт∙ч с автономностью до 426 км в цикле WLTP или 486 км в цикле NEDC. Mercedes также сообщила о планах выпуска моделей с двумя двигателями мощностью свыше 200 кВт и запасом хода, превышающем 500 км в цикле WLTP.

Зарядное устройство второго уровня обеспечит полный заряд аккумулятора за 6 часов. При этом заявлена поддержка быстрой зарядки мощностью 100 кВт, которая сможет всего за 30 минут зарядить электрокар с 10 до 80 %. Разгон до 100 км будет осуществляться за 8,9 секунды, а максимальная скорость составит 160 км/ч.

Информационно-развлекательная система Mercedes MBUX, представленная двумя 7-дюймовыми или двумя 10,25-дюймовыми дисплеями, сможет предложить такие функции, как планирование маршрута с учётом времени зарядки, а также местности и погодных условий. Кроме того, алгоритм будет учитывать трафик и даже поведение других транспортных средств. В стандартной комплектации значится дверь багажного отделения с электроприводом, 64-цветное окружающее освещение и многофункциональное рулевое колесо с кожаной отделкой. Среди дополнительных опций указан полноцветный проекционный дисплей и навигация с дополненной реальностью/

Также в стандартную комплектацию войдёт ассистент удержания полосы движения и торможения. Дополнительный пакет помощи при вождении включает предупреждения о появлении велосипедистов, автомобилей и многое другое.

Продажи EQA 250 в Европе стартуют уже весной 2021 г/ по цене от €47 540.

https://4pda.ru/2021/01/24/380937/

Создана ткань, способная собирать солнечную энергию.

Швейцарские исследователи разработали люминесцентный концентратор солнечной энергии. Это совершенно новый тип материала, который можно использовать в текстильной промышленности для создания одежды, способной заряжать носимую электронику.

Человек постоянно находится в движении. Теоретически это можно было бы использовать для зарядки смартфонов и других гаджетов, вырабатывая электричество посредством умной одежды. Для создания коммерческих солнечных панелей применяют так называемые люминесцентные солнечные концентраторы (LSC). Они улавливают рассеянный свет и передают его элементу питания, преобразующему собранную энергию в электричество. Главная проблема состояла в том, что LSC доступны исключительно в виде жёстких компонентов.

По словам исследователей, это делает непригодным использование LSC в текстильной промышленности, поскольку они не пропускают воздух. Оптимизировать технологию удалось швейцарским учёным, создавшим гибкий полимер из люминесцентных материалов. Это значит, что при нанесении полимера на одежду она способна выступать в качестве солнечных коллекторов, вырабатывая дополнительную энергию.

Материал основан на амфифильных полимерных ко-сетках. Исследователям удалось объединить два несмешивающихся люминесцентных материала в наномасштабе, что позволило им взаимодействовать друг с другом. Немаловажно и то, что полимер безвреден для человека. О сроках выходе на коммерческий рынок новой технологии пока ничего не известно, но создатели уверены в перспективности разработки.

https://4pda.ru/2021/01/24/381013/

Подавляющее большинство владельцев электрокаров не вернутся к бензиновым авто.

С каждым годом электрических автомобилей производится всё больше. Многие компании даже полностью отказываются от классических моделей с двигателями внутреннего сгорания. По данным аналитиков JD Power, подавляющее большинство водителей, которые уже владеют электрокарами, никогда не вернутся к бензиновым машинам.

Крупнейшие автопроизводители переходят на выпуск электрических версий бензиновых транспортных средств. Это значит, что всё больше водителей впервые покупают электромобиль. Согласно отчёту компании JD Power, более 82 % таких автолюбителей не планируют возвращаться на бензиновые машины и собираются вновь отдать предпочтение электрокару при выборе следующего авто.

Аналитики полагают, что для человека крайне важен показатель общей удовлетворённости. Например, если автовладелец окажется разочарован в той или иной технологии, он с высокой вероятностью обратит внимание на что-то иное. Выяснилось, что многие водители заявили о важности электромобилей для экологии, высокой автономности и доступности зарядных станций. В то время как удовольствие от вождения, качество самого транспортного средства и экономия средств не входят в список приоритетов.

Если останавливаться на конкретных моделях, то Tesla Model S заняла первое место с точки зрения удовлетворённости пользователей в сегменте электромобилей премиум-класса, тогда как Kia Niro EV получила первое место среди всех остальных электрокаров.

https://4pda.ru/2021/01/24/381017/